Sidebar

12
Вт, нояб

«Тихий Дон». Восстание верхнедонцев 1919 года

Статьи

Авторские права принадлежат Слесареву А.П. 

Эскизы плакатов Донского отдела осведомления

 

В коллекциях государственных музеев, частных коллекционеров после 1990 года обнаружилось достаточно большое количество плакатов, изданных органами пропаганды различных антибольшевистских движений в годы Гражданской войны. До этого эти плакаты либо тщательно прятали, рискуя попасть в места не столь отдаленные, либо хранили в спецхранах за министерскими печатями. Сейчас перед искусствоведами и историками встает сложная проблема попытки атрибуции этих плакатов и восстановления исторического фона их создания.

В коллекции графики ГЦМСИР, под номером ГИК 13161, хранятся плакаты белого движения и Донского казачьего войска периода Гражданской войны. Работы (печатные плакаты и эскизы) поступили из Донского Архива Октябрьской революции 1 апреля 1936 года в количестве 24 экземпляров

10 оригиналов плакатов были созданы художниками Донского отдела осведомления («Донотоса»). «Донотос» был создан в марте 1919 года. Это был орган пропаганды при Донском Атамане и правительстве Всевеликого войска Донского, подобный знаменитому «Осведомительному агентству» («Освагу»), существовавшему при командовании Добровольческой армии (с февраля 1919 года – отдел пропаганды при правительстве вооруженных сил Юга России). Существовали эти отделы рядом – «Осваг» - в Ростове-на-Дону, Донской отдел Осведомления - в Новочеркасске. В функции Донского отдела осведомления входила популяризация мер Донского правительства, Атамана и военачальников, информирование населения о ходе военных действий, о положении на оккупированных большевиками областях, увековечение памяти героев освобождения Дона, сбор оперативной информации о настроениях населения, подготовка информационных докладов для Атамана и членов правительства. Как и «Осваг», «Донотос» имел обширную резидентуру в разных районах Войска Донского.

Отделы пропаганды и осведомления так и не смогли наладить контакты между собой. В «Осваге» и его территориальных филиалах в Одессе, Харькове и других городах сотрудничали лучшие литературные и художественные силы России, из бежавших на юг из «красной» Москвы. Достаточно назвать популярного писателя Е.Чирикова, философа кн. Е. Трубецкого, художников И. Билибина, Е.Лансере. Основной же силой Донского отдела, в основном, являлась местная, донская интеллигенция - журналисты местных газет, художники. Возглавил «Донотос» известный донской публицист и писатель Федор Дмитриевич Крюков, секретарь Донского войскового круга, ученик и друг Владимира Галактионовича Короленко, автор популярной повести «Казачка», стихотворений в прозе. Популярность его в годы Гражданской войны на Дону была настолько велика, что после выхода в свет Шолоховского «Тихого Дона», некоторые эмигранты предполагали его автором именно Ф.Д.Крюкова.

Источников по истории органов пропаганды белого движения сохранилось довольно мало. Часть документов осела в Государственном Архиве Ростовской области, часть рассеялась по заграничным коллекциям. Из-за этого оказалось достаточно сложно атрибутировать работы, а также проследить судьбы художников, которые теряются в тумане Гражданской войны и эмиграции. Деятельность «Донотоса» практически не отразилась в воспоминаниях деятелей Донского правительства. Лишь в некоторых мемуарах находятся крайне негативные отзывы о печатной продукции и «Донотоса», и Деникинского отдела осведомления («Освага»). Ценная информация содержится в записках руководителя «Освага» проф. Константина Николаевича Соколова. Она касается, в первую очередь, взаимоотношений между «Освагом» и «Донотосом». Фактическая информация о событиях, связанных с созданием эскизов, взята из Казачьего Словаря-справочника, изданного в США деятелями Донской эмиграции А.И. Скрыловым и Г.В. Губаревым.

В коллекции музея наряду с оригиналами хранятся и регулярно экспонируются опубликованные плакаты Донского отдела – «Войсковой атаман Всевеликого войска Донского генерал-лейтенант А.П.Богаевский» художника В. Рудаковского, «Донской атаман А.М.Каледин», «Вручение пернача Атаману А.М.Каледину» художницы А.Н.Кучеровой и другие. Большая часть оригиналов плакатов посвящена событиям конца 1918- начала 1919 года на Верхнем Дону – так называемому восстанию Верхнедонцев. Для нас особый интерес представляет то, что эти события послужили основой для второй части романа М.Шолохова «Тихий Дон». В романе дана настолько охватывающая панорама восстания, что почти все события, изображенные на представленных эскизах, имеют текстуальные аналоги. Таким образом, графические листы художников «Донотоса» являлись своего рода иллюстрациями к шолоховскому произведению, созданными еще до создания самого романа. Есть основания полагать, что Шолохов работал в начале 1920-х годов в Донском архиве Октябрьской революции и мог видеть эти зарисовки.

Рассматриваемые нами десять зарисовок можно условно разделить на две группы – зарисовки, посвященные непосредственным поводам к восстанию на Верхнем Дону – поведению советских войск в казачьих станицах и посвященные событиям восстания. Создание именно таких рисунков имело четкую пропагандистскую направленность – показать казакам Верхнего Дона, среди которых в основном распространялись листы Донотоса, что бывает, когда приходят большевики и рассказать о борьбе Нижнедонцев, чтобы поднять боевой дух. Не следует думать, что зверства большевиков на этих пропагандистских листах сильно преувеличены. Крайняя немотивированная жестокость отрядов 15 Инзенской пехотной дивизии и карательных отрядов ВЧК в станицах и хуторах Верхнего Дона документирована многими источниками. Сами большевики признали позже «перегибы» действий на Дону. Трагические сцены расправы с казаками в «Тихом Доне» Шолохова спокойно прошли через цензуру.

Казаки сами пустили Красную армию на свою землю. В ноябре 1918 года казаки полков Донской армии, сформированные в Верхне-Донском округе – в станицах Мигулинской, Вешенской и Казанской, добровольно сложили оружие и открыли фронт Красной армии. В тех условиях казаки не понимали целей белого движения и не хотели двигаться за пределы Донской земли, драться за общерусскую идею. В январе 1919 года, задолго до начала враждебных действий казаков против Советской власти, ЦК РКП (б) издала знаменитую директиву за подписью Я.Свердлова. Это была первая директива Советской власти, объявляющая массовый террор не классу, не группке населения, но целому народу. «Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью». (Известия ЦК КПСС 1989 № 6 с. 177-178) Сохранились свидетельства страшных массовых расстрелов. Почти в каждой станице, на каждом хуторе покажут на окраине яму, в которой лежат расстрелянные станичные старики, священники, георгиевские кавалеры, женщины, дети. Плакат «расстрел мирных граждан, заложников в могильной яме», нарисованный многослойной тушью, заставляет вспомнить страницы «Тихого Дона», посвященные взятию и расстрелу стариков хутора Татарского, рассказ старичка-старообрядца, сочуственно относящего к советской власти, но возмущенного деятельностью Букановского комиссара Малкина: «Собирает с хуторов стариков, ведет их в хворост, вынает там из них души, телешит их допрежь и хоронить не велит родным…» Опубликованные недавно документы показывают, что художники Донотоса, находившиеся в Новочеркасске, отрезанном фронтом от Верхнего Дона, получающие отрывочные сведения о положении в верхнедонских станицах, ничуть не сгущали краски. Надо учесть еще, что в относительно богатые казачьи станицы пришли озлобившиеся за несколько лет войны низы городского населения, еще с 1905 года затаившие ненависть к казакам. Изначально для этих людей человек в лампасах был смертельным врагом. Директива говорила и о конфискации всего хлеба, за исключением продовольственного и посевного минимума. Этот пункт выполнялся и перевыполнялся и давал в руки Донской пропаганды неотразимый аргумент – к хлебу у казаков, воинов-хлеборобов, всегда было особое отношение. Плакаты, подобные представленному нами оригиналу «Окровавленные большевистские щупальцы уже покушаются на донские хлеба…» должны были оказывать на казаков мощное психологическое воздействие. Плакат сопровождался призывом: «Донцы! Все на защиту хлеба вашего от паразитов рода человеческого!» По лаконизму и выразительности это один из самых ярких плакатов антибольшевистского движения. Вместе с хлебом из станиц угоняли скот, лишая таким образом жителям возможность прокормить себя и свои семьи до весны. Оригинал плаката «Угон скота из станиц большевиками» красочно показывает варварское разграбление станиц. Это один из самых ярких и авангардных плакатов, из известных нам, сделан рукой несомненно сильного и смелого художника, стилизован под народный лубок, под лицевую летописную миниатюру с нарочито грубыми, искаженными, крупными фигурами моряков-большевиков и почти иконописными фигурками казаков стариков и женщин.

Восстание началось в хуторе Шумилине Казанской станицы, в котором стоял небольшой, из двадцати человек, отряд ВЧК. Ночью казаки, доведенные до отчаяния постоянными грабежами, насилиями и издевательствами, уничтожили спящих чекистов.. Восставшие казаки с присоединившимися к ним казаками соседних хуторов, вооруженные охотничьими ружьями, косами, вилами утром 26 февраля 1919 года ворвались в Казанскую станицу и уничтожили местный гарнизон. Изображенный на одном из плакатов казак Иван Тимофеевич Колычев как раз и был одним из организаторов восстания в соседнем с Шумилиным хуторе Калиновском На рисунке «Казаки изгоняют Красную гвардию из станицы» (бумага, акварель, гуашь, карандаш) сцена разгара казачьего восстания передана чрезвычайно достоверно и убедительно. Уже упоминаемый нами Шолоховский старик-старообрядец в двух словах дал причину казачьего восстания лучше, чем многие исторические труды, посвященные социальной ее подоплеке: «Расстреливали людей. Нынче одного, завтра, глядишь, другого… Кому же антирес своей очереди ждать?»

Уже к началу марта была сформирована повстанческая армия под командованием подъесаула В.Н.Кудинова, героя «Тихого Дона» и реального, живого человека, уже в 60-е годы написавшего М.Шолохову несколько писем с благодарностью за правду о том времени. Армия насчитывала 15 тысяч шашек. Первой дивизией повстанцев командовал по Шолохову Григорий Мелехов, на самом же деле его прототип, хорунжий Ермаков. Долгое время восставшие казаки вели борьбу на два фронта, в фактическом окружении, против превосходящих сил красных – с юга на них развернулся Донской фронт, с севера наступали красные Хоперские и Воронежские полки, моряки Черноморской и Азовской флотилий, курсанты, интернациональные части. Но восстание верхнедонцев облегчило и положение Донской и добровольческой армий, сдерживающих натиск на нижний Дон, сердце русской контрреволюции. Одной из бригад, наступавших с юга на красных, командовал генерал Терентий Михайлович Стариков, казак Екатерининской станицы и участник первого восстания в 1918 году на Дону. Он пользовался, как генерал из казаков, большой популярностью на Дону, его любили казаки, знавшие его по фронтам Первой мировой войны. Именно этим можно объяснить появление плаката, изображаюшего генерала Старикова в окопах во время боя. В фондах есть два варианта этого плаката – в акварели и пастели. Это свидетельство поиска цветовых решений неизвестным художником.

15 апреля командованию Донской армии удалось наладить авиационную связь с нижним Доном. На первом самолете, перелетевшем через линию фронта, прилетел из штаба Донской армии казак Вешенской станицы, сотник Петр Богатырев. Прилет этого самолета и посадка его на хуторе Синигин красочно описана Шолоховым. Плакат Новочеркасской художницы А.Н. Кучеровой, создавшей целую художественную летопись гражданской войны на Дону, «Светлый вестник из Новочеркасска», изображает именно это событие, поднявшее боевой дух казаков. Художница А.Кучерова играла достаточно заметную роль в художественной жизни Дона. Известно, что именно ей и крупнейшему донскому художнику того времени Митрофану Борисовичу Грекову в 1918 году Донское Управление просвещения доверило оформлять созданное по заказу Атамана П.Н.Краснова уникальное богато иллюстрированное географическое и этнографическое описание земель войска Донского.

Бои шли с переменным успехом, казаки отходили к Дону, за Дон, оставляя свои станицы и хутора. Красная артиллерия разрушала их, карательные отряды сжигали дома казаков- повстанцев. Тянулись мимо развалин подводы беженцев, уходящих, по казачьему выражению, «в отступ». На клеймах плаката «Дон у Мигулинской станицы» (бумага, акварель, картон) с фотографической точностью изображен этот период восстания. Если прочие плакаты создавались художниками по отрывочным сообщениям, собираемым Донотосом, то в этом плакате, полном мелких деталей и подробностей, чувствуется зоркий взгляд очевидца событий. Это наиболее документальный плакат.

25 мая конная группа генерала Секретева прорвалась с юга к восставшим, ликвидировав красный Донской фронт. Это событие ярко и образно проиллюстрировано рисунком «Соединение с верхнедонцами» (бумага, цв. карандаш). Этот плакат заставляет вспомнить древние иконы Страшного суда – Грозные языки пламени, символизирующие Донское восстание, пылающие в нем «грешники» – красноармейцы и светлые массы людей, устремившихся навстречу друг другу.

На обороте плаката « Угон скота из станицы» простым карандашом неизвестный художник набросал эскиз, на котором крохотную фигурку уродливого красноармейца окружили со всех сторон казаки различных войск, добровольцы армий Деникина, Колчака, Юденича. Такого плаката нет в нашей коллекции, но его окончательный, в красках, вариант, воспроизведен на монтажном учебном плакате, посвященном истории Октябрьской революции, изданном нашим музеем в 1927 году (Автор – знаменитый художник Родченко). Репродуцирование белого плаката, в эти годы достаточно редкая вещь. Оно сопровождалось язвительной фразой о том, что так вот белогвардейцы изображали неизбежность краха Советской власти, но случилось все наоборот. Однако, во время, когда создавался этот плакат, весной 1919 года, победа казалась близка и казакам и Добровольческой армии. Фронт красных, сметенный восстанием, трещал, уже недалека была знаменитая директива Деникина о походе на Москву…

Остается заметить, что, несомненно, плакатное искусство Дона находилось на более низкой ступени развития, чем плакатное искусство в центральном Осваге, художники которого создали ряд ярких плакатов, и уж конечно, ниже, чем ярко расцветающее Советское плакатное искусство. Изображения плакатов Донотоса – среднее между плакатом, лубком и журнальной иллюстрацией. Но у художников Донотоса и не было цели рисовать классические плакаты. Им надо было оперативно и в форме доступной для простых казаков, дать зрительный образ происходящих событий, ведь образ, как известно, сильнее фактов. Графические листы Донотоса не обязательно могли идти в печать, часть из них могла быть выставлена в витринах Донотоса в крупных городах и станицах Дона. (О подобных витринах Освага часто вспоминают мемуаристы, возможно, порой совмещая Осваг и Донотос, как параллельные организации). Несмотря, что некоторые плакаты выглядят, как детские рисунки, ошибочно полагать, что рисовали их непрофессионалы. Стилизованная наивность – модный в то время изобразительный прием- использовался при создании профессиональных лубочных картин, плакатов (вспомним работы Маяковского, обладавшего незаурядной художественной техникой) Интересно обращение художников к определенным архетипическим символам, к образам древних икон, религиозных народных картин, хорошо известных жителям Дона.

0

Яндекс.Метрика