Sidebar

12
Вт, нояб

Казачество России 2006 г. : современное состояние и перспективы развития

Статьи

Часть I. Взаимодействие казачества и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Взаимодействие с казачьими обществами осуществляют представители органов исполнительной власти в 73 субъектах Российской Федерации.

В Карачаево-Черкесской республике; Краснодарском, Ставропольском и Хабаровском краях; Волгоградской, Кемеровской, Оренбургской, Ростовской и Челябинской областях созданы структуры по взаимодействию с казачеством.

В республике Саха Якутия и при губернаторе Сахалинской области действуют Советы по делам казачества.

На общественных началах вопросы казачества ведут: в Вологодской области – советник по вопросам казачества; в г. Москве – уполномоченный по делам казачества при Правительстве Москвы.

Войсковые атаманы войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», Кубанское войсковое казачье общество, Терское войсковое казачье общество замещают государственные должности в органах исполнительной власти Ростовской области, Краснодарского края и Ставропольского края соответственно. Атаман Отдельного Северо-Западного окружного казачьего общества является депутатом Законодательного Собрания г. Санкт-Петербурга.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы в отношении казачества: республика Калмыкия, Краснодарский, Ставропольский и Приморский края, Волгоградская, Оренбургская, Ростовская и Тюменская области. Казачеству посвящены разделы Уставов (Основных Законов) – Краснодарского и Ставропольского краев, Волгоградской и Ростовской областей. Казачество упоминается в Уставах (Основных Законах) Хабаровского края и Читинской области. Помимо ряда субъектов Российской Федерации Южного федерального округа, на уровне глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты в поддержку казачества приняты в республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Амурской, Иркутской, Калужской, Кемеровской, Липецкой, Магаданской, Сахалинской, Челябинской областях, Ямало-Ненецком автономном округе.

Региональные целевые программы поддержки казачьих обществ действуют в Ростовской области и Краснодарском крае. В разное время такие программы также осуществлялись в республике Саха (Якутия), Красноярском, Ставропольском, Хабаровском краях, Волгоградской, Курской, Омской, Самарской, Сахалинской областях.

Часть II. Казачество России

1. Общая характеристика.

Согласно официальным данным Всероссийской переписи населения 2002 г. к казакам себя отнесли 140 028 граждан Российской Федерации. По данным Советника Президента Российской Федерации Г.Н. Трошева в государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации находится более 600 тыс. казаков. Эти данные находят подтверждение в информации, представленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Минрегион России. В целом по стране численность казачьих организаций (по предварительным оценкам) составила более 430 тыс. чел. (без учета численности казачьих общественных объединений не имеющих фиксированного членства, а также Балтийского и Прикамского отдельных казачьих округов). Из них 237 180 чел. (55%) выразили желание нести государственную и иную службу. Таким образом, результаты Всероссийской переписи говорят лишь о здравомыслии основной массы казачества, осознающей себя составной частью русского народа.

2. Организации.

Казачество России объединено в казачьи общества, казачьи общественные объединения, национально-культурные автономии казаков. Основными законодательными актами, регулирующими жизнедеятельность казачьих организаций, соответственно являются Федеральные законы: «О государственной службе российского казачества» от 5.12.2005 г. № 154-ФЗ, «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ, «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ.

Наибольшее количество казаков входит казачьи общества, представленные войсковыми казачьими обществами (ВКО), окружными (отдельскими) казачьими обществами (ОКО), городскими, станичными и хуторскими казачьими обществами (около 90 % казаков). В соответствии с федеральными нормативными правовыми актами в государственный реестр внесено 10 войсковых казачьих обществ: Волжское, Всевеликое войско Донское, Енисейское, Забайкальское, Иркутское, Кубанское, Оренбургское, Сибирское, Терское, Уссурийское. Кроме войсковых казачьих обществ в госреестр внесены 14 окружных (отдельских) казачьих обществ. Их Уставы утверждены главами субъектов Федерации.

Второе место по численности занимают казачьи общественные объединения, представленные общественными организациями, общественными движениями, общественными фондами и органами общественной самодеятельности (до 9 % казаков). По территориальной сфере деятельности действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные казачьи общественные объединения. Формой интеграции казачьих общественных объединений являются Союзы. Крупнейшим из них являются Союз Казачьих Войск России и Зарубежья (Верховный Атаман – В.П. Водолацкий) и Союз казаков России (Верховный Атаман – А.Г. Мартынов).

Национально-культурных автономий казаков насчитываются единицы. Официально национально-культурные автономии зарегистрированы, согласно информации субъектов Российской Федерации, в Волгоградской области и Чеченской республике. В г. Моздоке (Северная Осетия – Алания) какое-то время существовала Терская казачья национально-культурная автономия.

Крупнейшими казачьими организациями в России являются три войсковых казачьих обществ, расположенных в Южном федеральном округе:

1. войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское» – 144 309 чел. (33,4 % от общего числа казаков);

2. Терское войсковое казачье общество – 75 329 чел. (17,44 %);

3. Кубанское войсковое казачье общество – 57 562 чел. (13,3 %).

Суммарно они набирают 64 % от численности всех казачьих организаций, действующих в России.

Среди субъектов Российской Федерации по численности казаков, состоящих в казачьих организациях, лидируют:

1. Ростовская область – 70600 (16% от общей численности казаков по России);

2. Волгоградская область – 67844 (15%);

3. Ставропольский край – 48826 (11%);

4. Краснодарский край – 38817 (9%);

5. Самарская область – 21416 (5%).

В федеральных округах доминирующее по численности личного состава положение занимают следующие казачьи организации:

1. Центральный – МРОО «Центральное казачье войско»: 23527 чел. (63 % от общей численности казаков по округу);

2. Северо-Западный – Волжское войсковое казачье общество (Вологодский отдел): 4500 чел. (61 %);

3. Южный – ВКО «Всевеликое войско Донское»: 139644 чел. (51%);

4. Приволжский – Волжское войсковое казачье общество: 27832 чел. (64,3%);

5. Уральский – Сибирское войсковое казачье общество: 16154 чел. (76 %);

6. Сибирский – Забайкальское войсковое казачье общество: 24225 чел. (58,9%);

7. Дальневосточный – Уссурийское войсковое казачье общество: 3600 чел. (43%).

3. Территориальное деление.

В Российской Федерации казачьи общества имеют разветвленную структуру:

- хуторских казачьих обществ – 1532 (53%);

- станичных обществ – 982 (34%);

- юртовых (районных) – 184 (6%);

- городских – 213 (7%).

Из казачьих обществ наиболее разветвленную структуру имеют:

- ВКО «Всевеликое войско Донское» – 731 казачьих организаций (без учета округов – 25% от общего числа казачьих организаций);

- ВКО «Кубанское казачье войско» – 470 (16 %);

- ВКО «Терское казачье войско» – 292 (10 %).

№ п.п.

Федеральный округ

Количество казачьих обществ

Всего казачьих обществ

Хуторские общества

Станичные общества

Районные (юртовые) общества

Городские общества

1.

Центральный

96

72

22

20

210

2.

Северо-Западный

70

45

17

17

149

3.

Южный

908

392

135

61

1496

4.

Приволжский

85

79

1

12

177

5.

Уральский

167

138

3

41

349

6.

Сибирский

174

162

6

35

377

7.

Дальневосточный

32

94

 

27

153

ИТОГО:

1532

982

184

213

2911

Активность казачьих обществ и казачьих общественных объединений заметно возросла с выходом Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ.

В настоящее время ряд глав муниципальных образований в Ростовской и Волгоградской области являются юртовыми (районными) атаманами войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», в муниципальных образованиях введены штатные должности сотрудников по вопросам казачества. В ходе реформы местного самоуправления 136 казаков избраны главами сельских поселений, 386 казаков избраны депутатами представительных органов местного самоуправления.

4. Основные направления деятельности.

Основными направлениями деятельности казачьих обществ Российской Федерации являются – несение государственной и иной службы; работа с молодежью; возрождение и развитие казачьей культуры.

Практика привлечения казачьих обществ к несению государственной службы до выхода Федерального закона «О государственной службе российского казачества» от 5.12.2005 г. № 154-ФЗ регламентировалась Указом Президента Российской Федерации от 16.04.1996 г. № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе».

Статья 5 Федерального закона от 5.12.2005 г. № 154-ФЗ определяет следующие основные направления государственной службы казачества:

1. военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах в соответствии с федеральным законодательством. Для прохождения военной службы российское казачества направляется, как правило, в соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, которым присвоены традиционные казачьи наименования, во внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, в пограничные органы;

2. правоохранительная служба в соответствии с федеральным законодательством;

3. содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организация военно-патриотического воспитания призывников, их подготовка к военной службе и вневойсковой подготовке членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

4. участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;

5. участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, в охране Государственной границы, борьбе с терроризмом;

6. иная деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работа казачьих обществ с молодежью идет по следующим направлениям:

- военно-патриотическое воспитание допризывников;

- взаимодействие с образовательными учреждениями, реализующими региональный казачий компонент государственного образовательного стандарта;

- физическая подготовка молодежи в казачьих клубах и секциях.

Работой казачьих обществ и казачьих общественных объединений охвачено 88 297 несовершеннолетних, из них 83548 обучаются в 306 образовательных учреждениях, реализующих региональный казачий компонент, 4749 (5% от общего числа) – состоят в 80 военно-патриотических объединениях.

Наибольшее количество молодежи 44 830 (54%) чел. обучается в общеобразовательных учреждениях различного типа, из них 5702 чел – в кадетских школах/кадетских школах-интернатах.

Максимальный охват работы с молодежью зафиксирован в Южном федеральном округе:

156 образовательных учреждений (51% от общего числа), в которых проходит обучение 74696 чел. (90%);

27 военно-патриотических объединения (33% от общего числа), в которых занято 2057 чел. (43%).

Анализируя представленные данные, следует отметить значительную долю несовершеннолетних, занятых в образовательных учреждениях дополнительного образования детей (19%)[1] , а также учащихся образовательных учреждений профессионального образования (17%).

Типы

Кол-во

Кол-во учащихся

1

дошкольные

11

1470

2

общеобразовательные:

231

44830

 

начального общего

1

250

 

основного общего

5

304

 

среднего (полного) общего образования

99

33415

 

казачья гимназия

5

1164

 

казачий (кадетский) класс

97

2174

 

кадетская школа/школа-интернат

20

5702

 

лицей

4

1821

3

учреждения профессионального образования:

16

14569

 

начального

8

1401

 

среднего

5

6168

 

высшего

3

7000

4

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

3

364

5

учреждения дополнительного образования детей:

38

15922

 

центры творчества

16

12355

 

клубы/кружки

13

302

 

другие

9

3265

6

другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс

7

6393

7

военно-патриотические объединения

80

4749

 

ВСЕГО:

386

88297

Возрождение и развитие казачьей культуры осуществляется как казачьими обществами, так и казачьими общественными объединениями и казачьими национально-культурными автономиями. Выделяются следующие основные направления:

- поддержка казачьих профессиональных и самодеятельных фольклорных коллективов;

- организация торжественных мероприятий: праздников, фестивалей, смотров, конкурсов и т.д.;

- поддержка учреждений культуры с казачьим наименованием: музеев, театров, клубов и т.д.;

- проведение научно-практических конференций по казачьей проблематике.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывают содействие социально значимым инициативам казачества в сфере культуры. Помимо материальной помощи, выделяемой как по линии региональных целевых программ, так и разовой поддержки из бюджета субъекта Российской Федерации. В Ростовской области двум казачьим праздникам придан официальный статус областных праздников. В Ростовской области, Краснодарском, Ставропольском краях, г. Москве и ряде других субъектах Российской Федерации существуют музеи казачества. В г. Новочеркасске Ростовской области существует единственный в России казачий театр.

Казачьими обществами ведется работа по возвращению казачьих реликвий и созданию центров культурного наследия казачьего зарубежья, что способствует формированию положительного образа России в среде соотечественников стран дальнего зарубежья, а также преумножает культурное достояние России. Во второй половине 2005 году, благодаря деятельности Кубанского войскового казачьего общества, на Родину была возвращена часть реликвий кубанского казачества из музея Кубанского казачьего войска за рубежом г. Хоуэлл (Howell), Нью-Джерси, США.

В силу приоритета национальной идеи казачьи общества ориентированы на координацию действий с Русской Православной Церковью и ветеранскими организациями участников Великой Отечественной войны. В первом случае, казаки и атаманы принимают активное участие в восстановлении культовых сооружений, обеспечении безопасности во время проведения массовых богослужений, организации совместных памятных акций (дни славянской письменности, праздник Покрова Пресвятой Богородицы и т.д.), привлечении церковнослужителей к воспитанию казачьей молодежи и др. Казаки помогают настоятелям в восстановлении храмов, в их охране, в благоустройстве церковных подворий. Во втором – казачество содействует в оказании шефской помощи ветеранам, проведении уроков мужества с участием ветеранов-фронтовиков в образовательных учреждениях, ежегодном поздравлении ветеранов с Днем Победы и вручением ценных подарков и т.д.

За последние 15 лет сложились научные коллективы, занятые изучением истории, культуры и современного положения казачества в ряде ведущих вузов страны. Изысканием в области истории, культуры, быта казачества занят ряд крупных научных центров: лаборатория региональной истории и казачества Южного регионального центра РАН (г. Волгоград); Ростовский государственный университет; Кубанский государственный университет; научно-исследовательский институт истории Южного Урала и казачества России Оренбургского государственного университета (г. Оренбург) и др.

Казачьи общества и казачьи общественные объединения также включены в процесс научных изысканий по вопросам казачества. Так при войсковом казачьем обществе «Всевеликое войско Донское» создан институт истории, культуры и современного положения казачества, в который входят видные ученые из вузов г. Ростова-на-Дону и Ростовской области.

Институт истории казачества работает при МРОО «Великое Братства Казачьих Войск», при общественной организации «Академия информатизации» действует Московское отделение «Проблемы казачества», который возглавляет атаман общероссийской общественной организации «Объединение казаков мест нетрадиционного проживания».

Казачество России выпускает собственные печатные средства массовой информации. Наиболее известные: газета «Донские войсковые ведомости» (войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское»); журнал «Дальневосточный казачий вестник» (Уссурийское войсковое казачье общество); общеказачья газета «Станица»; журнал «Казаки» и ряд других.

В сети Интернет представлено:

- 12 сайтов казачьих обществ;

- 19 сайтов казачьих общественных объединений;

- 1 сайт казачьей партии;

- 7 сайтов, претендующих на звание общеказачьих;

- 12 сайтов о казачьих станицах;

- 36 сайтов, посвященных истории казачества;

- 19 сайтов по культуре казачества;

- 5 сайтов казачьих предприятий;

- 6 сайтов казачьих форумов;

- 7 домашних страниц казаков;

- 2 казачьих электронных СМИ.

После выхода Федерального Закона «О государственной службе российского казачества» ряд казачьих общественных объединений приняли решение о вхождение в казачьи общества, принявшие на себя обязательства по несению государственной и иной службы. В рамках таких объединений, как Союз Казачьих Войск России и Зарубежья, Резервное казачье войско решается вопрос интеграции реестровых и общественных казачьих организаций. Процесс осложняется как объективными, так и субъективными факторами. Важную роль в интеграции должна сыграть принципиальная позиция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на создание предпосылок для диалога между казачьими обществами и общественными объединениями казачества.

В рамках Постоянного Международного Координационного Совета казаков Украины, Белоруссии и России организован конструктивный диалог с казачьими организациями стран СНГ.

5. Экономическая составляющая

В ряде субъектов Российской Федерации с первых лет движения за возрождение российского казачества большое внимание уделялось экономической составляющей данного процесса. В республике Марий Эл, Краснодарском и Ставропольском краях, Белгородской, Волгоградской, Ростовской и Челябинской областях нормативными правовыми актами закреплено пользование землей казачьими обществами. В Ростовской области до перехода к программно-целевому методу поддержки казачьим обществам, занятым в сельхозпроизводстве, оказывалась финансовая помощь.

В целом по России 198 производственных предприятий казачьих обществ различных форм собственности. Казачьи хозяйства обрабатывают 99619,66 га земли, из них 1702,34 га – в аренде; в пользовании казачьих обществ – 1117 га водоемов. Основная доля казачьих предприятий работает в Южном и Сибирском федеральных округах – 130 (65% от общего количества). Наибольшее количество казачьих предприятий работает в республике Бурятия – 29, Иркутской области – 23, Ставропольском крае – 17. Распределение казачьих предприятий России по видам экономической деятельности представлено в нижеследующей таблице.

№ п.п.

Виды экономической деятельности

Количество казачьих предприятий

Россия

ЦФО

СЗФО

ЮФО

ПриФО

УФО

СФО

ДФО

1.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

87

7

33

4

2

41

2.

Рыболовство, рыбоводство

9

6

1

1

1

3.

Обрабатывающие производства

27

2

7

3

1

14

4.

Строительство

8

1

2

1

2

2

5.

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

7

1

5

1

6.

Гостиницы и рестораны

2

1

1

7.

Транспорт и связь

3

1

2

8.

Финансовая деятельность

2

1

1

9.

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

39

3

6

1

6

8

13

2

10.

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

3

2

1

11.

Прочее

11

1

1

2

7

ВСЕГО:

198

15

10

55

16

13

75

14

6. политические риски

Казачий сепаратизм

1. Страна Казакия

Идея организации суверенного государственного «Казакия» за счет территорий, входящих в состав Российской Федерации и Казахстана. Впервые появляется в начале XIX века в среде казачьей интеллигенции, практическое воплощение частично получает в рамках созданного в 1918 г. Доно-Кавказского союза П.Н. Краснова, в дальнейшем получает развитие в среде казачьей эмиграции, во время Второй мировой войны используется идеологами фашизма для привлечения казачества на свою сторону. Публичным законом США 86-90 от 17 июля 1959 г. Казакия вводится в перечень порабощенных наций.

С начала 90-х годов XX века элементы казакиистской идеологии присутствуют в программных заявлениях многих крупных общественных организаций движения за возрождение казачества. В настоящее время основной угрозой возрождения казачьего сепаратизма является попытка обособить казачество и представить его как особый этнос. Группы казакиистов сильны на территориях компактного проживания казачества, а также в Москве и Подмосковье. Зачастую наиболее активные сторонники идеи создания «Казакии» не имеют казачьих корней. Идеи казакиистов можно встретить на сайтах: «Вольная станица», «Страна Казакия», а также на страницах общеказачьей газеты «Станица».

2. Великая Украина

Идея объединения всех украиноговорящих граждан за счет территорий Российской Федерации, Белоруссии, Молдавии, Польши, Венгрии, Словакии. Первоначально возникла в среде украинской интеллигенции Российской империи и Австро-Венгрии во второй половине XIX века, причем в Галиции создался центр «москвофобских» настроений. Практически государственное образование, провозглашавшее эту идею, было создано в 1918 г. гетманом Павлом Скоропадским и продолжено Украинской народной республикой, просуществовавшей до 1920 г. В годы Второй мировой войны идеологами гитлеровской Германии была оживлена идея Великой Украины, приведшая к расколу украинского народа. С 1991 г. идеи создания Великой Украины становятся определяющими в политических лозунгах не только ультранационалистических движений, но и официальной информационной политики ряда Украинских СМИ, альтернативных учебниках истории, псевдонаучных трудах националистов. С 2004 г. эта идея стала открыто использоваться рядом политиков. Объектами пропагандистской деятельности в России видятся казачьи организации Краснодарского и Ставропольского краев, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской и Ростовской областей. Точками опоры называются украинские национально-культурные автономии, находящиеся на данной территории.


Экстремизм и ксенофобия

Исторически не присущие российскому казачеству экстремизм и ксенофобия впервые стали проявляться в начале 90-х г.г. XX в. Ряд казачьих общественных объединений (МСОО Всевеликое Войско Донское, РПО Иркутское казачье войско и др.) намеренно блокируются с радикальными националистическими силами. Ксенофобские и экстремистские действия некоторых казачьих объединений отмечены в мониторингах правозащитных организаций и статьях в зарубежной прессе. В настоящее время идеи раскола общества популярны в среде казачьих общественных организаций не настроенных на сотрудничество с государством. Экстремизм и ксенофобия являются одним из источников нестабильности, который может стать ключом к реализации одного из сепаратистских проектов, указанных выше.

Политизация движения

В начале 90-х годов движение за возрождение российского казачества проявило себя как сила, претендующая на особую роль в политике. Ряд казачьих лидеры выпускали противоречащие законодательству нормативные акты по созданию структур, дублировавших функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. С казачьим движением в разное время блокировались: Коммунистическая партия Российской Федерации; Либерально-Демократическая партия России; «Наш Дом – Россия»; Конгресс русских общин; Движение в поддержку армии; Русское национальное единство; Партия российского единства и согласия; Консервативная партия; Демократическая партия России и некоторые другие политические объединения.

Было зарегистрировано несколько попыток создать казачью партию: в Краснодарском крае (МРОО «Казачья национальная партия»); в Самарской области (Всероссийская Народно-патриотическая партия казачьего самоуправления "Казаки России"); в Ростовской области (МРОО «Народная казачья партия») и др. Вопрос о казачьей партии муссировался в прессе в преддверии проведения первого Большого круга казачьих войск в Ставрополе в 2003 г. Тем не менее, казачьи партии не смогли стать полноправными участниками политического процесса, в связи с неоднозначным отношением к самой идее партийности среди казаков.

В настоящее время некоторые казачьи общественные объединения пытаются использовать казачество как политический ресурс во время проведения выборных компаний. Анализ показал, что казачество имеет в своем арсенале следующие политические технологии:

- политическое участие – выражающееся в организации массовых политических акций, участии в выборных кампаниях и др.;

- политическое лоббирование – продавливание своих интересов через представителей в органах власти;

- политический торг – зачастую сводящийся к шантажу власти угрозой массовых протестных акций, либо получении финансовых дивидендов за поддержку того или иного кандидата (блока, партии) на выборах.

Наиболее распространенной формой реализации политического участия являются несанкционированные и санкционированные митинги, шествия, а также акции гражданского неповиновения.

III. Государственная служба российского казачества:

1. история вопроса;

В начале 90-х годов казачье движение России характеризовалось рядом негативных моментов, в том числе и излишней политизированностью. Государство не могло оставаться в стороне от радикализации казачества и попыток перехвата власти в ряде субъектах Российской Федерации с компактным проживанием казачества. Выход постановления Правительства Российской Федерации «О концепции государственной политики по отношению к казачеству» от 22 апреля 1994 г. № 355 ознаменовал собой начало пути перехода значительной части казачества на государственную службу. Казачье движение разделяется на казачьи общества, стремящиеся к несению государственной и иной службы, и казачьи общественные объединения.

Указы Президента Российской Федерации «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» от 9.08.1995 г. № 835 и «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» от 16 апреля 1996 г. № 563, подвели законодательную базу под сложившиеся в ряде субъектов Российской Федерации конструктивные взаимоотношения казачьих обществ и органов исполнительной власти, зафиксировали численность казачьих обществ. В последующий период были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие поддержку казачьих обществ, взявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы.

Федеральный Закон «О государственной службе российского казачества» от 5.12.2005 г. № 154-ФЗ подытожил десятилетний процесс перехода российского казачества на государственную службу и обозначил начало процесса становления и развития государственной службы российского казачества.

2. ситуация в 2005 г.;

Встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с Атаманами войсковых казачьих обществ 25 мая 2005 г. в ст. Вешенской (Ростовская область), придала российскому казачеству новый импульс в своем развитии. Казачьи общества получили возможность реализовать свой потенциал в сфере укрепления российской государственности и обеспечения безопасности граждан.

Члены казачьих обществ проходят воинскую службу в 14 казачьих воинских частях, на 42 погранзаставах и 16 сторожевых кораблях, принимают участие в охране общественного порядка, природных ресурсов и объектов государственной и муниципальной собственности. Казачьи воинские части дислоцируются во всех федеральных и военных округах, за исключением Северо-Западного федерального округа (Ленинградский военный округ). Директивой

Генерального штаба атаманам казачьих обществ предоставлено право участвовать в работе призывных комиссий и отборе кандидатур для прохождения военной службы в казачьих частях.

Казачьи общества активно занимаются охраной государственной границы, при поддержке пограничной службы ФСБ России проводят совместные мероприятия по предупреждению правонарушений на государственной границе, рейды, патрулирование, а также разъяснительную работу среди населения этих районов. Примерами успешного сотрудничества в этой области являются взаимодействие Северо-Кавказского регионального управления пограничной службы с Кубанским войсковым казачьим обществом, а также Юго-Восточного регионального управления с Оренбургским ВКО. В этой работе принимают участие 8 из 10 войсковых казачьих обществ.

В совместной работе органов внутренних дел и казачьих обществ преобладают: охрана объектов народного хозяйства, садово-огороднических товариществ, крестьянских и фермерских хозяйств, обеспечение общественного порядка.

В ряде субъектов Российской Федерации были приняты законы о муниципальных казачьих дружинах, позволяющих на законном основании привлекать казачество к правоохранительной деятельности. Наиболее эффективно эта работа организована в традиционных казачьих регионах Северного Кавказа, Поволжья и Урала. Казачьи дружины (отряды содействия милиции) созданы в Енисейском, Иркутском, Сибирском, Забайкальском, Терском, Волжском, Оренбургском, Енисейском, Балтийском, Прикамском, Сахалинском войсковых (окружных) казачьих обществах.

В Краснодарском и Ставропольском краях, Волгоградской и Ростовской областях создано свыше 280 муниципальных казачьих дружин общей численностью около 20 тыс. казаков. В 48 районах Краснодарского края созданы и работают мобильные группы по выявлению фактов незаконного оборота наркотических средств.

Новым направлением деятельности казачьих обществ является охрана важных государственных и муниципальных объектов (школы и другие образовательные учреждения, плотины, объекты водоснабжения и т.п.), охрана и сопровождение общественного транспорта и грузов. Также важным направлением становится привлечение казачества к участию в егерской, природоохранной и экологической службе, к контролю за использованием и охраной земель. Во всех войсковых казачьих обществах созданы экологические службы (отделы, управления), которые совместно с соответствующими структурами районов, городов и областей осуществляют экологический контроль на предприятиях и в населенных пунктах.

Балтийским казачьим отдельным округом разработан проект программы по переселению соотечественников из стран ближнего зарубежья в субъекты Российской Федерации на территории Северо-Западного федерального округа.

3. прогноз на 2006 – 2008 г.г.

Развитие казачества России требует системного и комплексного подхода, позволяющего придать казачьему движению целенаправленный характер. В настоящее время проходит процесс согласования новой Концепции государственной политики в отношении российского казачества. Разработана и передана на экспертизу ведомственная целевая программа, направленная на становление и развитие государственной службы российского казачества. Проводится эксперимент по передаче в ведение Рособразования двух казачьих кадетских образовательных учреждений Ростовской области.

В настоящий момент можно выделить, как минимум, четыре точки зрения на современное казачество и перспективы его развития:

1. позиция казачьих обществ – казачество это культурно-этническая общность, которая веками служила российскому государству и готова послужить в будущем. Политические требования – осуществить переход казачества к перечисленным в указах Президента РФ видам государственной службы, скорейшее принятие закона «О государственной службе российского казачества». Будущее казачества видится в развитии видов государственной и иной службы российского казачества, плюс к этим направлениям добавляется еще одно – военно-патриотическое воспитание молодежи в форме создания казачьих образовательных учреждений. Сильная сторона – это вовлечение большого количества патриотически-настроенных граждан легальностью возможности реализовать свои убеждения. Слабым местом видится затянувшаяся дискуссия об этничности. Тезис казачество – народ дает право, опираясь на Конституцию РФ, перечеркнуть всякую помощь государства казачеству как субъекту государственной службы.

2. позиция казачьих общественных объединений – казачество это народ, который был незаконно поражен в правах советской властью, развязавшей «геноцид» казачьего населения. Политические требования – реализация Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», воссоединение с казачьими землями, оставшимися за пределами современных границ Российской Федерации (Украина, Казахстан), полная реституция отторгнутых у казачества ценностей, создание казачьих субъектов Российской Федерации (Донская республика, Зеленчукско-Урупская республика и др.). Слабым местом считается абсолютная на данный момент невозможность реализации требований, в связи с их явным противоречием современной политики укрепления государственной власти. Сильная сторона – популизм лозунга легкой организации передела собственности в пользу своих сторонников.

3. позиция сочувствующих казачеству патриотических объединений – казачество это самоорганизующаяся, наиболее деятельная и жертвенная часть русского народа. Создание казачьих пограничных кордонов на протяжении открытых границ, отрядов казачьей самообороны для защиты прав славян в городах, воспитание молодежи в духе следования православным традициям и русской культуры, и т.д. Основной упор ставится на самообеспечение и минимизацию государственной зависимости. Сильная сторона – в новизне идеи самоорганизации, ее гражданской направленности и ориентации на собственные силы. Слабость данной позиции видится в отсутствии правовых механизмов способствующих развитию этого направления.

4. позиция сторонников организаций либеральной направленности – казачество неуместная в век информационных технологий социальная общность. Вариантом развития казачества видится создание подразделений наподобие национальной гвардии США, развитие культурной и образовательной составляющей казачества, причем вторая ставится под сомнение. Сильная сторона данной позиции – прагматизм. Слабая сторона – плохое знание казачества и сильная патриотическая составляющая значительной части российского общества, являющейся базой движения.

Исходя из имеющихся предпосылок (существование реестра казачьих обществ в Российской Федерации, принятие Федерального закона «О государственной службе российского казачества» и др.), можно предположить несколько путей эволюции современного реестрового казачества на ближайшие 5-10 лет:

1. С принятием Федерального Закона, войсковые казачьи общества встраиваются в систему государственного управления, при этом не теряют своих социально-полезных функций, воссоздается традиционный комплекс отношений казачества и власти, казачество формирует экономическую базу, позволяющую постепенно отказаться от постоянной поддержки бюджета и основной выгодой казачьей службы становятся налоговые и прочие социальные льготы.

2. Казачьи общества продолжают существовать в прямой зависимости от региональных властей, государственная и иная служба предоставляется с существенными трудностями и бюрократическими препонами, идея государственной службы затухает и более реальным путем видится развитие военно-патриотического воспитания молодежи. Казачьи общества существуют как элемент гражданского общества и находят своих последователей.

3. Появляется третья сила – казаки, разочаровавшиеся и в реестровом и в общественном движении. Они объединяются для создания нового движения свободного от груза ошибок предыдущих этапов возрождения. Используя имеющееся законодательство, создают организации в форме органов территориального общественного самоуправления, либо отправляются в наименее заселенные пограничные районы России, где занимаются не войсковой охраной границы и живут в соответствии с заветами предков по казачьим канонам и правилам.

Пути развития казачества России в долгосрочном периоде.


Путь первый
– признание казачества самобытным народом и создание отдельных казачьих субъектов Российской Федерации, либо, как вариант, независимого государства. Имеет достаточно большое количество приверженцев, особенно на Юге России. Данный путь бесперспективен и ведет к дестабилизации обстановки в стране, возможен в ситуации ослабления федеральной власти.


Второй путь
– государственная служба казачества. В целом показал свою состоятельность. Казаки участвуют в охране правопорядка, Государственной границы, привлекаются к обеспечению экологической и пожарной безопасности, занимаются военно-патриотическим воспитанием и допризывной подготовкой.


Третий путь
– казачество как политическая сила. В настоящий момент как реестровые, так и общественные организации казаков, так или иначе, задействованы в политическом процессе. Тем не менее, большинство казаков не видят необходимости создания отдельной казачьей партии или фракции.


[1] Доля учащихся общеобразовательных учреждений, занятых в учреждениях дополнительного образования не учитывалась при проведении исследования, в связи с затрудненным подсчетом на местах.

0

Яндекс.Метрика