Sidebar

26
Сб, сен

Казачий стан

Мониторинг СМИ за 2008 год

4.09 Оригинальная статья Радика Темиргалиева, ищущего сходство этногенеза и исторической судьбы российского субэтноса и «в совсем недавнем прошлом – кипчакского субэтноса» - казахов.

4.10 В начале автор констатирует: «Действительно, бежали подальше от помещиков и крестьяне. Уходили по каким-то причинам из своих племён и кочевники. Причём национальный состав казачьих республик совсем не ограничивался славянами и тюрками. Главным объединяющим признаком являлась религия… ».

«Именно благодаря религиозной идеологии казачьи улусы исповедующие православие, оказались самыми жизнеспособными из огромного числа подобных объединений, возникших после распада Золотой Орды. Религия же повлекла за собой союз казаков и молодого Московского государства. Роль же казаков в истории России вообще переоценить трудно. Несмотря на все разбои, бунты и прочие беспорядки именно казаки (по крайней мере в географическом отношении) превратили Московию в Россию».

«Основная причина (успехов казаков в боях, помимо огнестрельного оружия и удержания инициативы) крылась в уровне военной подготовки бойцов». «Огромную роль играла и военная тактика казаков, выработанная в противостоянии с кочевниками».

Повествуя далее о исторических судьбах Казахского ханства, автор цитирует документы РГАДА: «А надёжные люди в бою в Бухарской земле туркестанские казаки и подданные бухарскому царю царевичи каракалпацкие». Далее автор цитирует письмо ногайского бека русскому царю, в котором жалуется, что часть его подданных перешли под власть «к казацкому царю (казахскому хану Хакназару)». Так же именует его и хан Кучум в письме Ивану IV. Сам царь называл его государство «Казацкой Ордой».

Вопреки утвердившемуся в казахской историографии негативному отношению к действиям Ивана Грозного и его казаков, дезорганизовавших Ногайскую Орду и уничтоживших Сибирское ханство, автор доказывает, что это было на руку предкам казахов. Разгром их противников позволил направить силы на завоевание городов по Сыр-Дарье, входящих в настоящее время в состав Казахстана.

Как считает автор, отношения казаков и казахов испортились в XVII в., хотя и в это время сохранялись взаимовыгодные контакты, а некоторое количество казаков уходило «к киргизам», не желая становиться «государственными крепостными». Именно казаки научили казахов изготовлению огнестрельного оружия, что позволило хану Джангиру разгромить джунгарское нашествие.

Поведение казаков в период после окончательного покорения казахов автор считает «обыкновенным полицейским беспределом», (который нередок в государствах СНГ и в наши дни) а вовсе не геноцидом, как пишут нередко его коллеги. В то же время сибирские, уральские и семиреченские казаки из-за условий жизни сами «превратились в полуказахов» в бытовом отношении. Автор, со ссылками, гл. обр. на труды Г. Потанина, приводит огромный перечень бытовых и хозяйственных заимствований, вплоть до жизни летом в юртах, смешанные браки (к примеру – мать Л.Г. Корнилова), обязательное, поголовное двуязычие (нередко – «колыбельный» язык нянек и стряпух), а вместе с ним и фольклор и т.п. «Так же и в казачьем быту казашки осваивались куда быстрее, чем русские девушки, переселившиеся в степь, например из-под Тамбова. Впрочем, нередко случались и вполне романтические истории. Так Г. Потанин в одном из своих писем Н. Ядринцеву предлагал: «Не измыслим ли мы… рассказца из прииртышской жизни? … изобразить молодую казачку, влюблённую в киргиза, - факт, который у нас на Иртыше не редкость».

«Такое всеобъемлющее восприятие материальной и духовной культуры кочевников и активная метисация были бы невозможны при ненависти, презрении либо каких-то других чувствах, испытываемых казаками по отношению к местному населению. Конечно, сложно предполагать, как сложились бы отношения казаков и казахов в XX веке, если бы не было расказачивания и коллективизации, уничтоживших две степные культуры. Однако ведь совсем не сложно чествно и объективно взглянуть на прошлое и увидеть не только плохое и мрачное, но и разглядеть тамырскую связь двух миров, совсем не случайно носящих одно и то же имя».

Интернет-газета. Казахстан.
http://www.zonakz.net/articles/?artid=22946

0