Sidebar

05
Ср, авг

Церковь и Наука, Вера и Знание

Размышления после прочтения книги «Забытые Заповеди» (Виктор Ра*, Забытые Заповеди. – Волгоград: Станица-2, 2008. – 256с.) (* Виктор Ра – псевдоним коллектива авторов)

Эта интересная во всех отношениях книга начинается с данных социологических исследований Всероссийского центрального института изучения общественного мнения (ВЦИИОМ). Как показал проведенный опрос, треть россиян не смогла вспомнить ни одной из десяти библейских заповедей. Как выяснили социологи, только половина опрошенных сограждан назвала три самые известные им заповеди: «Не убий», «Не укради» и «Не прелюбодействуй». А такие первейшие и главнейшие заповеди, как «Бог един» («Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим»), «Не сотвори себе кумира», «Не произноси имени Господа всуе», смогли вспомнить не более 2-3% опрошенных (с.3).

По-другому и быть не могло: страна воинствующего материализма, в которой три-четыре поколения были воспитаны в атеизме, не может в одночасье стать верующей, то есть вернуться в традиционную для русской нации православную веру, отбросив веру навязанную — коммунистическую. Что лишний раз доказывает правоту утверждения авторов книги: развития через насилие не бывает. Путь насилия (диктатура, фашизм и т.п.) является для человечества тупиковым. Мы смогли в этом убедиться сами – по краху тоталитарной системы под названием СССР (с.12).

По сути, материализм – это тоже религия, но особая, со своими «заповедями», где Божьим Заповедям уже нет места. Оттого, что у советской власти была своя религия – марксизм-ленинизм, она жестоко изгоняла любую другую религию из жизни общества, будь то православие, ислам, буддизм или иудейство. Да, Россия (под названием СССР) в ХХ веке была настоящим коммунистическим «Третьим Римом». Это была великая империя – евразийский Соцлагерь, во главе которого стояла краснознаменная Москва. Но цена построения этого величия была чудовищной, советская империя была построена на гнилом фундаменте – на безбожии, на страхе, на крови и рабском труде. В СССР достижения в области технического прогресса и индустриализации уживались с чудовищными преступлениями против человека. Рассказывать сказки об особенной духовности советских людей могут или зашоренные идиоты, или бессовестные шарлатаны.

Марксизм-ленинизм, как мировоззрение, порочно в своей основе, потому что бесчеловечно и аморально, как аморально все, что связано с классовым подходом. Диктатура пролетариата, по сути, это идеологическое оправдание убийств, расстрелов, обречение на голодную смерть, ссылка людей в такие места, где невозможно выжить. Диктатура пролетариата – это прямой призыв к физической ликвидации целых классов, сословий и социальных групп.

СССР обрушился не потому, что проиграл американскому империализму в Третьей (холодной) мировой войне, и вовсе не из-за происков коварных масонов и «мировой закулисы» (как хочется кому-то думать). СССР рухнул, прежде всего, потому, что не только простой народ, но и люди в самой власти, утратили веру в коммунистическую идею, ради которой и был создан Советский Союз. Ведь пока люди верят, вера – несокрушима! Стоит только потерять веру (национальную идею) как наступает гибель нации*. (* Люди готовы умирать за идею, как умирали лилипуты Блефуску (Дж. Сфифт «Путешествия Гулливера») за право разбивать яйцо только с «правильного» конца (хотя само яйцо могло быть и тухлым.) Так произошла гибель русской нации, отринувшей православие и монархию в 1917 году, так стало и с советским народом, разочаровавшемся в идеях коммунизма. СССР, как государство, было немедленно сметено мощными сейсмическими волнами национализма, накатившими со всех окраин Советской империи, как только чуть-чуть ослабели железные клещи КПСС. Стоило идеологически ослабнуть этому монстру, как вся «нерушимая советская власть» с грохотом покатилась под откос.

После двух десятков лет, как рассыпалось в прах государство коммунистов-атеистов, несмотря на постоянные разговоры о возрождении православия, все равно в России активно верующих насчитывается не более 5-6 % населения. Это те люди, которые регулярно ходят в церковь своего прихода, строго соблюдают предписанные церковью ритуалы, постоянно общаются со своим духовником. Это не намного больше, чем при поздней советской власти, когда религия была, если уж не под полным запретом, но, во всяком случае, не поощрялась.

Так у «россиян» возникла привычка выборочного потребительского толкования Заповедей. Тем самым разрывается и уничтожается единое целое, то, что называется «системой», если иметь в виду даже не религию, а шире – религиозное мировоззрение. Любая религия — это и стройное учение о догматах веры, и свод правил о нравственном и бытовом поведении: как следует вести себя, как и когда играть свадьбу, как хоронить усопшего, каким именем нарекать новорожденного, что и когда можно есть. Религия всегда была основой не только духовной, но и материальной культуры нации, где существуют четкие и ясные противопоставления: «можно — нельзя», «принято — не принято», «чистое — нечистое». Причем запреты и предпочтения существуют декларативно, безо всяких объяснений, потому что религия основывается на вере, а не на аргументах.

Подавляющее большинство «россиян» лишь мысленно относят себя к кругу христианства и поддерживают свою религиозность только через внешнюю атрибутику — носят нательные крестики, вешают в доме красивые иконы, покупают свечи. Придерживаясь веками устоявшихся традиций, на Пасху пекут куличи и красят яйца, совершенно не задумываются о сущности христианства.
Основную массу «россиян» сейчас можно обозначить как «неверующие православные». В церковь они вообще не ходят, а если и бывают, то случайно. Так и говорят: «Мне в Бога верить уже поздно. И в школе, и в институте говорили, что Бога нет, и не может Его быть. И сам так считал и другим это говорил. Всю жизнь не верил – и вдруг взял да поверил. Нехорошо это, нечестно. Будто всю свою прошлую жизнь приходится зачеркнуть – тяжело это»

Многие покупают Библию и держат ее на видном месте, иногда пролистают и прочтут «по диагонали». Появились такие уродливые химеры, как «православные коммунисты»: по будням они славят Ленина-Сталина, а по праздникам стоят в храмах со свечками.

Не все так просто на пути к православному храму. Возвращение бывших «совков» к христианству невозможно как простой возврат к прошлому досоветскому времени. Настоятель храма* Николая Чудотворца в станице Усть-Хоперской отец Виктор говорил автору этих строк, что на пасхальную службу (а ведь это – главный праздник всех православных людей!) пришло всего четыре казака, остальные – ветхие старушки. «Хоругви некому было нести», – сокрушался он. (* Это одно название – станичный «храм»! Местная власть выделила половину амбара под «храм» недалеко от того места, где раньше в станице стоял храм-красавец. Большевики закрыли его еще в гражданскую войну, а полностью разрушали при Хрущеве в конце 50-х годов. Сейчас на месте варварского разрушения установлен Поклонный крест.) Многие считают себя «христианами вообще», а вера становится как бы их «частным делом». 

В книге «Забытые Заповеди» авторы буквально заставляют читателя глубже вдумываться в значение затертых до банальности слов. Иначе разговор о самом важном может превратиться в пустопорожнюю болтовню, наподобие той трепотни в каком-нибудь телешоу, где политтехнологами и телекомментаторами идет сплошная подмена понятий и их подтасовка. На самом деле, чтобы всерьез разобраться в том, что происходит в нашей жизни, приходиться проверять и брать на пробу каждое слово, каждую букву.

С момента появления десяти Заповедей прошло более 3 000 лет. Срок достаточный, чтобы сделать глобальные выводы. Оказалось, что Заповеди вечны и незыблемы и пригодны для всех людей и времен, потому что отображают собой сущность вечного и неизменного Творца (с.11). Автором текста десяти Заповедей является Бог – как объективная категория Природы (Природы с большой буквы), потому Божеские законы – это законы Природы, законы Творца. Эти законы изначальны, они «сделали» человека. Десять Заповедей есть Его наказ людям, через них все человечество получило соответствующее предписание. Божьи Заповеди – это Конституция для человека и его отношений в обществе. И Совесть человека есть ее фундамент.

Божьи Заповеди требуют, чтобы человек осознал свои обязанности. Нет, не права человека (о чем постоянно толкуют демократы и правозащитники), а именно его обязанности! Через них каждый человек должен осознать: для какой высшей цели он рожден?

По преданию 40 дней и ночей пророк Моисей молитвой общался с Богом на горе Синай. Именно молитва вызывает у человека такое состояние, когда начинает работать его подсознание. Затем с двумя каменными плитами, на которых пальцем Божьим были выведены десять Заповедей, пророк Моисей пришел к своему израильскому народу. Десять Заповедей были начертаны в камне, чтобы не было соблазна как-то исправить или подправить их. Это было истинное Знание, полученное людьми от Бога уже в готовой законченной форме.

Авторы книги «Забытые Заповеди» утверждают: между верой в Бога и научными знаниями противоречий нет (с.149). Текст Заповедей на каменных скрижалях требует всестороннего научного исследования хотя бы для того, чтобы понять (а не только принять на веру!) их истинное значение. Сегодня уже около 80% событий, описанных в Библии, поняты и обоснованны наукой. Что доказывает, что Библия – это не только религиозные священные тексты, но и описание законов Природы – законов Творца. Например, каменные плиты, которые принес пророк Моисей с горы Синай – ни что иное, как «письменный гранит» (разновидность минерала «негматита»), в котором полевой шпат и кварц, прорастая один в другом, образуют структуры, напоминающие древние рунические письмена. Пророк Моисей расшифровал каменные скрижали своим озарением.

Однако всем хорошо известно, что при переводе текста на другой язык могут произойти существенные отклонения от первоначального смысла. Чтобы было понятней, приведем пример с древнеславянской азбукой. Казачий историк Е. П. Савельев утверждает («Древняя история казачества»), что богослужения в Приазовье и северном Причерноморье еще до того, как туда пришли обращенные в христианство киевляне, совершались на местном (скифском) языке, а все священные храмовые книги были выполнены особым (руническом) алфавитом, позже названном «антикумом». Рунические письмена (руны) обозначают не отдельные буквы, а целые слова и выражения, подобно китайским иероглифам.

Греческие монахи Кирилл и Мефодий – основатели древнего славянского письма «кириллицы», когда прибыли в Таврию проповедовать христианство, то в храме города Херсонес (современный Севастополь) обнаружили Евангелие и Псалтырь, выполненный рунами. Святые апостолы Кирилл и Мефодий, создавая славянскую кириллицу, упростили древнее руническое письмо (с.8). И как часто бывает, такое упрощение скрыло глубинное знание, направленное предками их потомкам. Например, начало алфавита на «кириллице» выглядит так: А (Аз) – Б (Буки) – В (Веди) – Г (Глагол) – Д (Добро) – Е (Есьм) - Ж (Живот). Калька на руническое письмо будет выглядеть так: Аз (Бог) – Буки (слово Божье) – Веди (знаю) – Глагол (говорю): Добро (любовь) – Есмь (есть) – Живот (жизнь), то есть слитно – Бог слово знает и говорит: «Добро (любовь) есть жизнь».

Истины всегда банальны, оттого они и зовутся «истинами». Но оттого, что они банальны, они не перестают быть истинами. Авторы книги «Забытые заповеди» справедливо считают, что непонимание истин бывает совершенно искренним, а заблуждение — не всегда злонамеренным. Поэтому не надо стесняться по несколько раз объяснять и повторять снова и снова очевидные банальности.

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог через избраника Своего пророка Моисея на Синайской горе*. (* Изложение приводится на основе «Объяснения десяти Заповедей, данных Моисею» Святителя Николая Сербского (перевод с сербского Наталии Феофановой).

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский, богослов, философ, талантливый и глубокий проповедник. Он родился в семье сербского крестьянина в маленьком горном селе Лелич. Когда мальчик подрос, родители отдали его в школу при монастыре. Затем Никола поступил в Белградскую семинарию, где на него сразу же обратили внимание как на одаренного ученика. Позже он учился в Берне (Швейцария) на старокатолическом факультете, затем в Оксфорде (Англия) на философском факультете.

Вернувшись на родину, Никола неожиданно тяжело заболел, но чудесным образом исцелился и в соответствии с данным в молитвах словом, отправился в православный монастырь Раковица, где принял монашеский постриг.

В начале ХХ века иеромонах Николай едет учиться в Россию. В Санкт-Петербургской Духовной академии его учителем становится митрополит Антоний (Вадковский). По признанию отца Николая, паломничество к русским святыням вдохновило его и многое открыло. С тех пор ни одна страна мира не воспринималась им с такой теплотой и родственной любовью, как Россия.

Когда началась Вторая мировая война, Сербия разделила судьбу вместе с Россией, как страна славянская и православная. Гитлер лично приказал обезглавить сербский народ и уничтожить сербскую интеллигенцию. Высших иерархов Сербской Православной Церкви и в их числе владыку Николая заточили в концлагере Дахау. Их освободили американцы в мае 1945 года.

Когда в Югославии пришел к власти атеистический коммунистический режим Тито, владыка Николай остался в эмиграции. Он жил в русском монастыре святителя Тихона в штате Пенсильвания, занимался миссионерской и литературной деятельностью и создал свои замечательные произведения «Жатвы Господни», «Страна недоходимая», «Единственный Человеколюбец».

Святитель мирно отошел ко Господу 18 марта 1956 года, смерть застала его за молитвой. В 1991 году освободившаяся от государственной атеистической идеологии Сербия вернула себе как святыню мощи святителя Николая Сербского, теперь они покоятся в церкви родного села Лелич. Перенос мощей святителя вылился во всенародный праздник, это место в Сербии стало местом многолюдного паломничества.)

Первая Заповедь. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Это значит: Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. Кроме Него никаких других источников силы нет.

Первая Заповедь в известной мере включает в себя все остальные Заповеди, которые конкретнее раскрывают ее смысл. В наше время первая Заповедь так же актуальна, как и много тысяч лет назад. Современный человек перегружен всякой информацией и о Боге и Его участии в своей жизни часто имеет лишь смутное представление. Отчужденность от Бога лишает человека необходимой духовности, отчего его жизнь становится суетной.

Как можно познать суть первой Заповеди? Прежде всего вдумчивым чтением Священного Писания и постоянной Молитвой: «Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большой, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь»

Вторая Заповедь. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Это означает: Не обожествляй любое творение вместо Творца. Когда писалась эта Заповедь, идолопоклонство было распространенной болезнью. Люди боготворили стихии природы, небесные светила, а также все необъяснимые (темные) силы. Эта Заповедь принесла людям убеждение о едином Творце всей Вселенной.

Для современного образованного человека буквальное поклонение идолам немыслимо и смешно, но дух второй Заповеди нарушается многими. Современными кумирами стали деньги, удовольствия, слепое преклонение перед политическими лидерами, модными артистами, спортсменами, увлечение колдовством и магией.

Как советует Святитель Николай, следует вспомнить о второй Заповеди, кода ночью поднимешь глаза к звездам на небе. Преклонив колени, следует помолиться не творению рук Божьих, а самому Господу Всевышнему, который превыше звезд, сиянием напоминающих о Нем: «Господи, Боже мой! Тебя Единого знаю, призываю и славлю всегда: и когда день открывает мне красоту Твою через красоту дел Твоих, и когда ночь укрывает все темной мантией и оставляет меня наедине с Тобой. Аминь»

Третья Заповедь. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя его всуе. Это трактуется так: Запрещается неблаговейное употребление имени Божия, например, в пустых разговорах, в шутках, богохульство и кощунство, призвание Бога в свидетели пустых житейских дел.

Однако, если ученый-исследователь, который пытается разрешить некую загадку Природы, чувствует, что напрасно понадеялся на свой ограниченный разум и горячей молитвой помянет имя Божие себе в помощь, то внезапное озарение может всколыхнуть его душу и приоткрыть завесу тайны: «Господи, всесильный Боже! Как прекрасно, как сладко имя Твое. Да умолкнут навеки мои уста, если произнесут его небрежно, обыденно, попусту. Аминь»

Четвертая Заповедь. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему. Это значит: Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. И ты, брат, трудись и отдыхай. Трудись, ибо и Господь трудился; отдыхай, ибо и Господь отдыхал. А труд твой пусть будет созидательным, ибо ты чадо Создателя. Не разрушай, но созидай! Прежде всего, подумай: стал бы Творец делать то, что делаешь ты? Ведь все вершит Господь, а мы лишь помогаем Ему.

Свято лишь то, что создано трудом. Поистине, нет ничего опаснее и пагубнее для души, чем получить безо всякого труда большое богатство. Будьте уверены, что такому неправедному богатству будет больше радоваться дьявол, чем ангел, ибо ничем иным дьявол так легко и быстро не портит людей, как большим богатством.

А в седьмой день отдыхай. Помни, отдых может быть лишь рядом с Богом. Посвяти седьмой день Богу, и тогда воистину отдохнешь и исполнишься новых сил. Весь седьмой день читай о Боге, слушай о Боге и молись Богу: «Всеблагой, Всемилостливый и Долготерпеливый Боже! Одари меня, нечестивого, благостью Твоей, чтобы от Твоей благости я возрадовался и воссиял и смог бы еще больше служить Тебе. Направь меня и поддержи, Господи, чтобы доброту Твою не превратил я во зло, как сатана, но направил бы лишь на радость и счастье себе, чтобы мог я светиться добротой и озарят ею самого и всякую из тварей Твоих, меня окружающих. Аминь». 

Традиционно десять Заповедей подразделяются на две группы: упомянутые первые четыре заповеди относят к сфере сакрального, они считаются религиозными предписаниями и действуют, прежде всего, на подсознание. Последующие шесть Заповедей относят к мирской жизни – они считаются уже моральными предписаниями.

Пятая Заповедь. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. Это значит: Прежде, чем ты познал Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты поклонился родителям с уважением и воздал им хвалу. Более того, поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

Твои родители любят тебя, ибо знают, что ты – дар Божий, доверенный им на сохранение и воспитание. Для родителей и пьяный сын свят, и распутная дочь не подсудна. Сын! Не гордись своими знаниями перед необразованным отцом, ибо его любовь стоит больше, чем твое знание. Подумай, что если бы не было твоего отца и воли Божьей, то не было бы ни тебя, ни твоих знаний. Дочь! Не гордись своей красотой перед согбенной матерью своей. Вспомни, что и ты, и твоя красота вышли из тела матери по воле Божьей.

Святая обязанность родителей – понять самим и передать слово Божье детям, от этого зависит их духовное здоровье. Это – как научить детей обычаю чистить зубы и умываться, если кто-то предпочитает оставаться неряхой. Норма жизни должна стать безусловным рефлексом. Соблюдать или не соблюдать Заповеди Божьи каждый решает сам, но родители решают за детей.

В книге «Забытые Заповеди» есть глава «Вина отцов» (глава начинается со с. 175). О какой «вине» идет речь? Многие так и рассуждают: ребенок сыт и ухожен, хорошо учится школе, поступил в университет. Не пьет, не наркоман. О какой вине можно вообще говорить? Однако вина есть в том случае, если родители сами не познали Бога и не передали любовь к Его познанию своим детям (или не убедились, что их дети все правильно поняли, усвоили и осознали). Ведь для этого и существует Божья суббота, когда родители вместе с детьми обязаны укреплять Божественное чувство.

Шестая Заповедь. Не убивай. Это значит: Бог вдохнул жизнь во всякое сотворенное существо, и жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самого Бога. Оттого мы и права не имеем отнимать жизнь, данную Богом, ни у себя, ни у других. Человек виновен в грехе убийства, даже если это вышло нечаянно, он виновен, потому что допустил неосторожность.

Бог говорит с каждым человеком через совесть. Поэтому Гитлер, обращаясь к германским солдатам, так и говорил: «Я освобождаю вас от химеры совести». Большевики тоже считали, что «материя первична, а сознание вторично». Что, в принципе, одно и то же: наличие совести (или сознания) не совместимо с убийством людей.

Ни отец, ни мать не имеют права лишать жизни своих детей. Уничтожение зародыша в утробе матери Церковь причисляет к убийству. Ибо не родители дают жизнь, но Бог через родителей. Убийца! Не обманывай себя: даже если люди никогда не узнают о твоем преступлении, Господь это забыть не может. Помни об этом!

Седьмая Заповедь. Не прелюбодействуй. Эта заповедь относится к сексуальным отношениям между женщиной и мужчиной, который не является ее законным мужем. Этой заповедью обозначаются и другие сексуальные запреты, включая инцест, мужеложество, скотоложество, онанизм.

Возникла эта Заповедь как забота Бога о физическом и нравственном здоровье человека, потому что прелюбодеяние разрушает человека телесно и духовно. Самые страшные и самые дурные болезни, есть болезни, которые умножаются и разносятся прелюбодеянием. Зло прелюбодеяния ужасно еще и потому, что болезни родителей-прелюбодеев безвинно наследуют их дети, и даже внуки и правнуки. Воистину болезни прелюбодеяния есть бич человечества, тянущие его к деградации.

Конечно, современная медицина находит действенные средства в борьбе с этими ужасными болезнями. Однако, не следует забывать, что, чаще всего, излеченные остаются бесплодными, то есть вычеркнутыми из нормальной жизни по Божественным заветам.

В современной жизни грех прелюбодеяния не становится меньшим. Надо избегать всего, что возбуждает нечистые чувства – бесстыдных нарядов, вульгарных песен и плясок, просмотр порнографических фильмов и фотографий, чтение безнравственной литературы. Тот народ, где молодежь предается «свободной любви» не имеет будущего. Со временем развращенные люди непременно попадут в плен к более здоровым народам, которые придут на эти земли, чтобы подчинить себе немощные тупые поколения.

Восьмая заповедь. Не укради. А это означает: Не делай так, как делают лисы и мыши. Лиса лезет в курятник, мышь подгрызает амбар, не сознавая, что воруют чужое и наносят кому-то вред. То, что прощается лисе и мыши, не может быть простительно человеку.

Украсть незаметно – невозможно! Люди просто не чувствуют взглядов неисчислимого числа свидетелей, которые наблюдают за нами на каждом шагу жизненного пути. И, конечно же, невозможно скрыть воровство от Бога, как и оправдаться в присвоении чужого. Кроме того, краденая вещь постоянно напоминает – ты вор!

Другая истина состоит в том, что никто не может получить выгоду от воровства. Как же можно с выгодой использовать краденое, если незримые очи все видели и на вора указали? Когда тайное становится явным, имя «вор» прилепится к человеку до самой его смерти и перейдет к детям, они станут «детьми вора». Люди, пожалейте хотя бы своих детей, неукоснительно соблюдайте восьмую Заповедь!

Девятая заповедь. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. А это значит: Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Когда ты хвастаешься перед чужими людьми, то они пока еще не знают, что ты ложно свидетельствуешь о себе. Но ведь сам ты это знаешь! Если ты станешь упорно повторять ложь о себе, то люди со временем поймут, что ты их обманываешь. Более того, если ты станешь все время повторять одну и ту же ложь, то сам начнешь верить в эту ложь. Ложь станет для тебя правдой, ты свыкнешься с ней – станешь законченным лжецом.

У лжи всегда много свидетелей. Когда ты клевещешь на другого человека, то он знает, что ты лжешь. Он первый свидетель твоей лжи. Ведь и ты знаешь, что клевещешь на него. Значит, ты (твоя совесть) – второй свидетель лжи. А всевидящий Господь Бог – третий свидетель. Когда бы ты ни произнес ложного свидетельства на ближнего твоего, знай, что всегда есть три свидетеля: Господь Бог твой, ближний твой и ты сам.

Десятая Заповедь. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Зависть – это яд для души. Всякий грех начинается с зависти. Если ты сегодня зло позавидовал добротному, уютному и счастливому дому твоего соседа, то завтра станешь строить планы, как бы его присвоить и увести у него жену. Послезавтра начнешь требовать от него, чтобы он отдал тебе «за так» дом, жену, все имущество. А после послезавтра или отнимешь у него все или подожжешь дом. Так из грешных мыслей произрастают грешные дела.

Десятая Заповедь завершает перечень основных нерушимых законов Божьих. Тот, кто нарушает десятую Заповедь, одновременно нарушает и все остальные Заповеди Бога.

По сути, десятая Заповедь служит переходом к закону Иисуса Христа. Сын Божий, Иисус Христос, принципиально не отрицая Божественных Заповедей, выводит нас на следующую ступень на пути морального совершенствования. Что и сформулировано Им в Нагорной проповеди:

«Не гневайся». «Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».

«Не оставляй жену». «Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй». А Я говорю вам, кто разводится с женой своей, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать». Объясняя седьмую Заповедь в Нагорной проповеди, Иисус Христос говорил: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».

«Не присягай никогда, никому и ни в чем». «Еще слышали вы, что казано древним: «Не преступай клятвы». А Я говорю вам: не клянись вовсе».

«Не противься злому силой». «Вы слышали, что сказано: «око за око, зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому».

«Не считай людей других народов своими врагами». «Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших». Одновременно Иисус Христос подчеркивал, что слово «любовь» кроме понятия «жертва», имеет еще и значение «чувства».

Очень важное положение ветхозаветного Закона: «Не следуй за большинством на зло», то есть, чтобы уберечься от греха, не следует повторять то, что утверждает большинство. Об этом свидетельствует история распятия Иисуса Христа. Незадолго до казни люди воздавали ему хвалу, а после ареста, возбуждаемая иудейскими иерархами толпа кричала «Распни его!». И сам римский прокуратор Пилат, убежденный в невиновности Христа, уступил большинству и отдал Его на распятие. Тысячелетия не внесли изменений в сознание человека, люди продолжают называть черное белым, чтобы только не выделяться из толпы, быть как все, следуя девизу «Не высовывайся!» 

Форма категорических запретов, характерная для десяти Заповедей, является объективно оправданной, особенно с дальнейшим развитием цивилизации. Эти запреты становятся защитой всей жизни на Земле. Раньше запреты воспринимались «на веру»: «Не влезай – убьет!», то есть непонятно почему нельзя «влезать», но нельзя. С развитием Знания под большинство запретов уже подведена информационная база – данные о потеплении климата, об увеличении вредных выбросов в атмосферу и.т.п* . (* Потепление в ХХ веке шло в 10 раз быстрее, чем за любой век в прошлом.) Сегодня приходит понимание, что идеология божественных Заповедей нам нужна в долгосрочной перспективе, чтобы устранить тенденцию распада и гибели человечества, не желающего чтить Законы Творца.

Человечество попало в моральный тупик: назад (отказаться от технологий цивилизации) нельзя – будет гибель, и вперед нельзя (дальше наращивать технологическую мощь)– это приведет к неминуемой гибели человечества (перенасыщение энергией, разрушение атмосферы и ионосферы и т.п.). Мы воочию убедились, что над человечеством нависла опасность физического уничтожения. Все признали, что производственная деятельность человека вызывает природные катаклизмы и вошла в противоречие с законами Природы, то есть с заповедями Божьими. А истина состоит в том, чтобы при развитии цивилизации уровень духовности общества не должен понижаться! Как минимум (с.167).

Люди стали образованнее, они пытаются «онаучить Бога», идет процесс «рационализации религии». И уже верят уже не в Бога-Творца и Христа-Спасителя, а в сверхестественные силы – в колдовство, ясновидение, похищение биоэнергии и прочую нечисть.

Начиная с ХХ века, Школа (университет) стала сильнее Церкви и авторитетней Семьи. Именно из школы (а тем более из университета) выходят люди со сложившимся мировоззрением. Если учитель скажет ученикам: «Бога нет, а есть только химия», то они поверят ему безоговорочно, потому что он – Учитель. Если Школа утверждает: «Жизнь – это всего лишь форма существования белковых тел», то потом будут нужны неимоверные духовные усилия, чтобы свернуть ученика с этого ложного и пагубного пути.

Нужно очень не любить своих детей, чтобы отдавать их в государственную атеистическую школу! Для национальной православной общины сейчас главное – взять школу под свой контроль, вырвать ее из лап безответственного (безнационального и безбожного) государства, органично соединить в школе Веру и Знания. Иначе всякие академики (и лауреаты Нобелевской премии) со свойственной им природной наглостью будут поучать всех о том, что Наука и Церковь несовместимы.

В постиндустриальную эпоху роль просветителя уже выполняет Телевидение, которое становится сильнее и Школы, и Церкви, и Семьи. Хочет человек или нет, но, благодаря телемонологу, у человека вырабатывается определенный стереотип мышления – соглашаться со всем, что вещает «говорящая в ящике голова». То есть через телевидение идет прямое исполнение чужой воли. Интернет предполагает возможность диалога (обратную связь) и потому Интернет не так вреден, как ТВ.

Государство отделило себя от Церкви. И вместе с водой выплеснуло ребенка. Государства стали писать свои конституции и законы, не оглядываясь на десять Божественных заповедей. Мы сами с усами! Зачем нам Конституция от Бога, если мы сами можем написать «научно обоснованные» законы? Отсюда появился этот дикий лозунг «Мы не можем ждать милостей от Природы!»

То, что церковь отделена от государства — очередной расхожий миф! Помилуйте! Если церковь не может быть отделена от общества (от нации), то, как она может быть отделена от государства? Пустые слова. В любом государстве церковь является политической структурой и обязательно ввязывается в политику. В исламских странах — активно, в христианских — подспудно. Иначе и быть не может! Даже буддистские ламы сейчас занялись политикой, не говоря уж о традиционно политизированных иудейских раввинах*. (* Здесь уместно упомянуть, что национальное возрождение в посткоммунистической Польше как раз пошло из стен католических костелов, где так крепко пахло ладаном неповиновения безбожному коммунизму. Католические священники в Польше сумели отстоять в неприкосновенности свои костелы и не скомпрометировали себя сотрудничеством с коммунистической властью)

Большинство «россиян» связывает свои надежды с православной церковью. Конечно, надеются не на косную, а преобразованную и одухотворенную церковь. Сейчас в России идет реставрация православных храмов, возводятся новые церкви, льются новые голосистые колокола. Конечно, для возрождения нации это важнее, чем построить новый космодром, возвести еще один металлургический завод или начать использовать нано-технологии. Только на пути к православному храму «россияне» могут опять стать подлинно русской нацией. На этом пути Церковь и Наука являются не врагами, а сестрами.

В нынешнее «смутное время» особенно очевидно, что русское православие нуждается в серьезном реформировании. Образно говоря, новая православная религия должна быть основана не на страхе ребенка, который боится своего отца, но обращается к нему с просьбой-молитвой в минуты отчаяния. Новое православие — это сознательная вера, построенная на ответственности взрослого человека перед своей совестью. Люди ищут в православной церкви духовной опоры и гармонии. Всегда ли они находят там то, чего жаждет их душа? Ведь главное — не пышное убранство храма, гораздо важнее — зачем люди идут в этот храм. В церкви люди ищут, прежде всего, единения (ведь молиться можно и дома, в одиночестве). Без общего храма человек, даже чувствующий себя в душе христианином, неизбежно становится отщепенцем, если даже он придерживаться в жизни общих православных канонов.

Как китайцев создал буддизм, а арабов – ислам, так и русскую нацию создает православие. Нужно возродить русское национальное чувство, если оно еще не окончательно порушено классовым интернационализмом.

Современное русское православие похоже на старый казачий мундир, который посыпанный нафталином лежит в сундуке. И выбросить жалко, и приспособить некуда. Разве что годится для какого-нибудь торжества, как искусственная елка на Рождество. И сами казаки в церкви часто только лишь «участвует в мероприятии», как живая декорация, когда формальное оказывается важнее сущностного.

Двадцать лет безвременья (горбачевская перестройка, ельцинский бардак и путинско-медведевское «укрепление вертикали власти») показали, что Россия (как обломок СССР) осталась на перепутье: от советской нации «россияне» ушли (хотя это большой вопрос – ушли ли?), а к русской (православной) нации за двадцать лет «россияне» так и не вернулись. Что будет дальше – время покажет. Спросить можно только у Бога.

Человек ХХI века обязан придти к пониманию единства всего человечества без рас, национальностей и политически пристрастий. А в основе их неизбежно будут лежать Божественные заповеди как выражение воли Творца.

Закончить следует цитатой из книги «Забытые Заповеди»: «Сегодня моральный опыт человечества складывается из различных самоценных традиций, которые взаимно дополняют друг друга и, подобно разным цветам, составляют один прекрасный букет. А завтра человечество придет к осознанию единственного своего предназначения, и надобность моралей с разными оттенками отпадет сама собой, и они сольются в единую мораль для всего человечества. Так сливаются притоки в одну реку. Уже сегодня необходимо это осознать. Каких трудов и усилий не стоило бы «перенастройка» мышления. Ибо другого варианта в программе Вселенского разума для человека просто не существует» (с.164)

Евгений Васильевич Косов
Родовой донской казак
Профессор Международного университета в Москве
Кавалер орденов «За заслуги перед отечеством» и «За заслуги перед казачеством»

 

Тел. (499) 161-40-86, Моб. 8-916- 541-67-38
еkosov38@mail.ru 

Публикуется с благословения Протоиерея Отца Владимира,
священника Московского храма Святой Великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове,
духовника Московского казачьего отряда имени Святого Александра Невского

0