Sidebar

26
Чт, нояб

Православный храм и православное богослужение

Предисловие

Этот выпуск дает первоначальные сведения о самом дорогом для сердца и ума каждого русского человека — о Православном храме и Православном богослужении. Брошюра предназначена помочь всем, кто переступит порог храма, осмысленно воспринимать церковную службу, вникнуть в красоту и символику архитектуры и внутреннего убранства православного храма.
Текст составлен на основе «Учебного пособия по литургике Московской Духовной Семинарии», а также «Гимназической программы учения о богослужении Православной Церкви».

Надежда Ильичёва, редактор-составитель

Храм

Православный храм — это Дом Божий, Дом молитвы, место, освященное особенным присутствием Божественной благодати, необходимой каждому человеку для духовно-нравственного совершенствования. Каждый православный храм имеет свое название, например: храм Воскресения Христова, Успения Божией Матери, Иоанна Предтечи, храм во имя Казанской иконы Божией Матери и. т. д. Название храму дает главный, центральный престол, который может быть освящен в память об одном из событий жизни Иисуса Христа или Божией Матери, в честь одной из икон Спасителя и Божией Матери, а также в память о святых угодниках Божиих.

Иисус Христос учил, что поклоняться Богу в духе и истине можно на всяком месте, но для особенного священнодействия, каким была Тайная Вечеря, он избрал особую горницу (Ев. от Марка 14, 15). Эта Сионская горница и явилась первым христианским храмом, где впервые было совершено главное Таиство христианской Церкви — Евхаристия или Литургия, которая и поныне совершается в каждом Православном храме, является центральным богослужением Православной Церкви.

Православный храм обычно строят в виде корабля (мир — житейское море, а храм — корабль, в котором можно его переплыть), в виде креста, дающего вечное спасение, или круга, символа вечности. Храм венчают главы с крестами, которые говорят о том, что это храм христианский и в нем прославляется распятый на кресте Господь Иисус Христос. Число глав над храмом бывает различным: одна глава — в честь Главы Церкви, Господа Иисуса Христа; три — в честь Святой Троицы; пять — в честь Господа Иисуса Христа и четырех Евангелистов; семь — число церковных Таинств; девять — число ангельских чинов; тринадцать — в честь Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

В восточной части православного храма расдо-лагается алтарь, который обычно выделяется в здании полукруглой формой, называемой алтарной апсидой. Надо сказать, что у нас в России православные храмы строились лучшими зодчими, являлись украшением городов и весей, святыней народа и живыми памятниками русской истории.

Внутри храм разделяется на три части: алтарь (высокий жертвенник), собственно храм, где стоят молящиеся, и притвор (предхрамие). В древности притвор предназначался для готовящихся ко Крещению и кающихся. Ныне здесь обычно продают свечи, иконы, просфоры и.т. д.

Алтарь является главной частью храма, в нем помещаются важнейшие священные предметы и совершаются важнейшие церковные богослужения, прежде всего, Божественная Литургия. Алтарь устраивается выше других частей храма, он знаменует особый горний мир, где особенное присутствие Бога. В алтарь никому, кроме священнослужителей и помогающим им при службе особо посвященных лиц, входить не позволяется.

Самая главная часть алтаря, самое святое и таинственное место в храме — святой престол, знаменующий собой Престол Невидимого Бога, место таинственного присутствия Самого Иисуса Христа. Престол также называют жертвенником, потому что на нем приносится бескровная жертва за весь мир — Святое Тело Христово, совершается Таинство Евхаристии. Во изображение единственности жертвы Христовой на одном престоле в одни день может быть совершена только одна Божественная Литургия. Престол располагается в центре алтаря и имеет квадратную форму, знаменующую то, что на нем преподается Божественная пища православным христианам всех четырех стран света. На Святом престоле находятся священные предметы: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица и миро-хранительница.

Антиминс (вместопрестолие) — это освященный архиереем плат с изображением положения во гроб Христа Спасителя, четырех Евангелистов и орудий страданий Христа. Под изображением зашита частица святых мощей. Антиминс имеет крайне важное значение в православном богослужении: без него не можег совершаться Божественная Литургия, не может приноситься жертва «о всех и за вся». Антиминс с зашитыми в нем мощами как бы заменяет собой надгробия святых мучеников, на которых совершали Литургию первые гонимые христиане.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом. Иконостас — не просто перегородка, преграждающая доступ к алтарю мирянам. Он — символ Неба, свидетельство того, что при богослужении Небесная Церковь предстоит с земною. Иконостас как бы вводит нас в высший, духовный мир. Это богословие в красках. Двери в центре иконостаса, напротив Святого Престола, называются Царскими вратами, потому что через них на Литургии входит Царь Славы, Господь Иисус Христос, через них выносят для Причащения православных христиан Святые Дары. На Царских вратах помещается икона Благовещения Пресвятой Богордицы, потому что Дева Мария первой удостоилась получить от Архангела Гавриила радостную весть о том, что для людей откроются двери Царства Небесного через Рождество от Девы Спасителя мира. Здесь же изображаются Евангелисты, проповедавшие миру эту радостную весть.

Над Царскими вратами изображена Тайная вечеря. По правую сторону от Царских врат — икона Спасителя, по левую — Божией Матери. Рядом с иконой Спасителя обычно стоит икона праздника или святого, в честь которого освящен престол храма.

Во втором ряду икон иконостаса изображены двенадцать главных праздников: Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения (или Богоявления) Господня, Входа Господня во Иерусалим (Вербное воскресение), Преображения Господня, Вознесения Господня, Святой Троицы, Успения Пресвятой Богородицы и Воздвижения Честнаго Креста.

В третьем ряду иконостаса иконы святых Апостолов, а в центре, над Царскими вратами, Иисус Христос с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. В четвертом ряду — если он есть — святые пророки. В пятом — святые праотцы, т. е. ветхозаветные праведники. Верх иконостаса увенчивается крестом, знамением соединения членов Церкви со Христом и между собою. Иконостас является как бы раскрытой книгой, которая свидетельствует о том, с кем мы, христиане, находимся в духовном общении, с кем составляем единую Церковь Христову.

Вдоль иконостаса идет возвышение, называемое солеёй. На солее православные христиане причащаются Святых Даров. Середина солеи несколько выступает полукругом в среднюю часть храма и называется амвоном (восхождением). Отсюда диакон возглашает ектений (молитвы-прошения от всех предстоящих), читает Евангелие, а священник говорит проповеди. Амвон символизирует камень у гроба Господня, который отвалил Ангел и с которого возвестил женам-мироносицам о Воскресении Господа Иисуса Христа.

Края солеи предназначаются для чтецов и певчих и называются клиросами. Около клиросов стоят хоругви — священные знамена, которые выносят из храма при крестном ходе и несут впереди, как победные знамена Церкви Христовой. Посреди храма стоит аналой, представляющий собой переносной столик с покровами, на который кладут икону праздника или чествуемого в этот день святого. По стенам храма располагаются святые иконы, через которые мы имеем действительное, живое и близкое духовное общение с теми, кто на них изображен. В куполе храма почти всегда изображается Пантократор — Господь Вседержитель.

Особое символическое значение в православном храме имеют горящие свечи и светильники, а также воскурение ладана (благовонной древесной смолы). Горящие пред иконой свечи — свидетельство нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, символ нашей благодарной любви к Богу. Воскурение ладана или каждение, совершаемое диаконом или священником, выражает желание молящихся, чтобы их молитвы возносились к Престолу Божию как дым из кадила возносится к небу, чтобы они были приятны Богу, как бывает приятно благоухание фимиама. Каждением святых икон, креста, Евангелия чествуется Господь, Божия Матерь и все святые.

Входить в храм, таинственное жилище Бога Живаго, надо с благоговением. У дверей храма следует сотворить крестное знамение и три поясных поклона. Так же не спеша и благоговейно, с крестным знамением и поклоном, прикладываются в храме к иконам и святым мощам. В храме нельзя разговаривать, переходить с места на место, надо стоять не мешая другим, с благоговением и смирением внимая богослужению.

Богослужение в храме совершают священнослужители: епископы, священники и диаконы, получившие через архипастырское рукоположение (хиротонию) особую благодать Святого Духа для служения в Церкви. Священнослужителям помогают церковнослужители: иподиаконы, чтецы и свещеносцы, получившие благословение прислуживать в храме во время богослужений.

В Православной Церкви христиане созываются к богослужению колокольным звоном. Колокольни с колоколами составляют одну из важнейших принадлежностей Православного храма. Колокольный звон имеет глубокий духовный смысл и значение: он приготовляет нас к богослужению, благодатно воздействует на душу, отрывает мысли от земли, наполняет христианина радостным и светлым чувством небесной гармонии. Колокольный звон, таким образом, является составной частью Православного Богослужения.

Благодатная сила православных церковных Таинств, молитв, песнопений, икон и других святынь разлита в храме одинаково для всех православных христиан. Но от каждого из нас зависит, насколько мы сможем воспринять ее, насколько очищены и открыты для нее будут наши мысли и чувства. Потому надо стараться внимать богослужению всеми силами своей души, не отвлекаться ни в мыслях, ни в сердце.

Православное богослужение

Вечерня

Церковные службы начинаются вечерней, потому что церковный день и все церковные праздники начинаются накануне, вечером. Вечерня начинается 103-м псалмом, в котором прославляется премудрость Творца вселенной. Вечерня есть благодарность Богу за прошедший день и освящение наступающей ночи. Она состоит из чтения псалмов и пения стихов, прославляющих Господа Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, из прошений к Богу о духовной помощи. Заканчивается вечерня молитвой Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля» и Архангельским приветствием: «Богородице Де-во, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Таким образом, вечерня есть как бы краткая история ветхозаветных времен, начавшаяся сотворением мира и закончившаяся благовестием Архангела Божьей матери о Рождестве Христа Спасителя.

Утреня

Утреней называется богослужение, которое в древности совершалось перед восходом солнца. Во время этого богослужения молящиеся благодарят Бога за ночное успокоение и за дарование наступающего дня, вспоминают о явлении Спасителя в мир и воскресении Христовом.

Утреня начинается чтением шести избранных псалмов — шестопсалмием; в этих псалмах душа человека собеседует с Богом, в них слышится вера во спасение, они настраивают душу на покаянный лад. Чтение шестопсалмия как бы заменяет собой всю псалтирь, слушать его надо с благоговением, молясь о прощении своих грехов. Святые Отцы советуют при этом размышлять о суетности всего земного и о грядущем Страшном Суде Божием. После шестопсалмия и великой ектений (молении о благосостоянии Церкви и всех ее членов) следует чтение кафизм (нескольких псалмов), прославление Бога, Божией Матери и святых в каноне, хвалитных псалмах и великом славословии, прошение Бога о духовных дарованиях.

Всенощное бдение

Праздничное богослужение начинается всенощным бдением. Оно совершается вечером, накануне праздника, и состоит из великой вечерни, утрении 1-го часа. Называется «всенощным бдением» потому, что у древних христиан эта служба начиналась поздно вечером и продолжалась всю ночь до рассвета.

Высокий молитвенный дух всенощного бдения подготавливает христианина к Божественной Литургии. Созывает христиан ко всенощному бдению особый, праздничный колокольный звон — благовест, когда сначала ударяют в большой колокол, а затем сразу во все колокола.

Всенощное бдение начинается великой вечерней. Отверзаются Царские врата, священник совершает каждение престола и алтаря и, став перед престолом, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веке веков». И потом трижды призывает всех прийти и поклониться Христу, Цареви нашему Богу. Клир поет избранные стихи из 103 псалма: «Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело… вся премудростию сотворил еси… » В этом псалме изображается премудрость Божия, явленная нам в сотворенном Им мире. По окончании пения этого псалма Царские врата затворяются и начинается великая ектения, состоящая из 12-ти прошений к Господу, произносимых диаконом; на каждое из прошений хор поет: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Начинается великая ектения возгласом диакона: «Миром Господу помолимся!» т.е. помолимся, примирившись со всеми, в духе мирном, свободном от вражды. И заканчивается славословием Пресвятой Троице: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веке веков».

Хор: «Аминь».

После великой ектений поются избранные стихи из трех первых псалмов: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и путь нечестивых погибнет. — Работайте Господеви со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом. — Блажени вси надеющиеся Нань. — Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой».

Затем диакон возглашает малую ектению, начинающую словами: «Паки и паки миром Господу помолимся», т.е. еще и еще Господу помолимся. Малая ектения содержит, собственно, одно прошение: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». После малой ектений хор поет стихи из книг Ветхого Завета: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя… Да исправится молитва моя… Изведи из темницы душу мою… » К этим стихам прибавляются стихиры (песни) новозаветные, в честь праздника. Последняя стихира посвящена прославлению Божией Матери и называется Богородичен или догматик, потому что в ней раскрывается догмат (церковное учение) о воплощении Господа от Пресвятой Девы Марии. Здесь Царские врата отверзаются, во образе обетованного Спасителя выходит священник и при возгласе: «Премудрость, прости!» снова входит в алтарь и становится на горнем месте. Хор в это время поет песнь, которая, по преданию, написана патриархом Иерусалимским святым Софронием: «Свете Тихий, святыя Славы Бессмертнаго Отца Небесного, Святого, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевшие свет вечерний. Поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит».

Затем поется прокимен — краткий стих из псалмов, который предшествует или чтению Священного Писания или пению других стихов. После пения прокимна в большие праздники читаются паремии (в переводе с греческого — притчи, иносказания), избранные места из книг Ветхого Завета, содержащие пророчества о празднуемом событии. Далее следует сугубая (т. е. усиленная) и просительная ектений. Сугубая начинается словами: «Рцем (воззовем) вси от всея души и от всего помышления нашего рцем», а ектения просительная словами: «Исполни молитвы наши Гос-подеви».

После ектений перед особенно торжественными праздниками бывает лития — усердное моление священства в притворе храма. Своим стоянием в притворе храма священнослужители показывают наше смирение пред Богом, как бы изображая изгнанного из рая Адама, или мытаря из притчи в Евангелии от Луки (18, 13). После окончания литии священнослужители входят в храм и становятся перед столом, на котором стоят сосуды с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем, благословляют их и заканчивают Великую вечерню благословением народа.

Ангельским славословием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» и следующим за ним шестопсалмием начинается утреня (о шестопсалмии см. выше гл. «Утреня»). После шестопсалмия читается великая ектения, а затем хор радостно поет: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне!» и тропари, изображающие празднуемое событие. Затем следует чтение кафизм, т. е. нескольких псалмов.

На всенощном бдении под большие праздники всегда полагается служба с полиелеем. Полиелей в переводе с греческого значит — «многомилостив и многое освящение». Он состоит из пения избранных стихов из 134 и 35 псалмов, в которых повторяются слова: «я ко в век милость Его»; перед их пением возжигают многие светильники. При начале полиелея отверзаются Царские врата и хор поет: «Хвалите имя Господне, хвалите рабы Господа! Аллилуйя».

Во время пения стихов священник совершает каждение всего храма в знак благоговения Церкви к Богу и к святым Его.

После полиелея, если всенощное бдение воскресное, поются воскресные тропари в память дивнаго восстания Господа из гроба. Если служба другого праздника, то священнослужители выносят на середину храма на аналое икону праздника и перед нею величают Господа, или ублажают Божию Матерь или святых. Затем поются утренние степенны или антифоны, называемые так потому, что исполняются двумя хорами попеременно. Они содержат моления об исправлении и очищении души благодатию Святого Духа: «От юности моея борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!» и другие. После пения антифонов перед воскресением священник читает Евангелие, которое затем выносят на середину храма для поклонения ему. Хор поет: «Воскресение Христово видевши поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим… » После чтения Евангелия в другие праздники Евангелие не выносится, но христиане поклоняются иконе праздника. Рядом с иконой и, если воскресная всенощная, Евангелием, священник помазует прихожан елеем, чтобы они носили в сердцах своих елей любви к Господу и были свободны от всякого зла.

Затем следует чтение и пение канона (греч. правило). Канон — это соединение нескольких песен в честь Иисуса Христа, Божией Матери и святых. Чаще всего канон состоит из 9-ти песен, каждая из которых имеет несколько стихов или тропарей. Первый стих каждой песни называется ирмосом или связью. Содержание песен канона и особенно ирмосов заимствовано преимущественно из ветхозаветных песен. После окончания канона и пения хвалитных псалмов — «Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних… », — следует великое славословие. Царские врата отверзаются и священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»; в древности настоятель возглашал эти слова в тот момент, когда после всенощного бдения заря занималась на востоке. Хор поет: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение… » Далее следуют славословия Господу Иисусу Христу, которые заканчиваются трисвя-той песнью: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный , помилуй нас». Сугубой и просительной ектенией и отпустом всенощное бдение заканчивается.

Литургия

Это главнейшее богослужение в Православной Церкви. В переводе в греческого Литургия значит общественное служение, на нем должны присутствовать все христиане. Оно называется также Евхаристия (благодарение), потому что совершается в благодарное воспоминание жертвы Христовой.

Начало этому Таинству положил Сам Господь наш Иисус Христос. Накануне Своей смерти, в Сионской горнице, во время Тайной вечери, Он взял хлеб, благословил его, преломил и дал Своим ученикам со словами: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вас ломимое, сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11, 24). Потом взял чашу с вином и сказал: «Пейте от нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за многия изливаемая во оставлении грехов» (Мф. 26, 27). Господь установил, даровал нам Таинство Евхаристии для того, чтобы дать нам средство теснейшего соединения с Собой и достижения через это вечной жизни.

Святые Апостолы каждый день собирались с иерусалимскими христианами для совершения Таинства Евхаристии. Апостолы и первые пастыри Церкви передавали чин Литургии своим преемникам устно, но в IV в., когда христианство восторжествовало над язычеством в Римской империи, чин Литургии, хранившийся устным преданием, был записан святыми Василием Великим и Иоанном Златоустом. Главные части Литургии: проскомидия, Литургия оглашенных (называется так потому, что на ней могли присутствовать и некрещенные) и Литургия верных, когда все некрещенные должны были выйти из храма.

Проскомидия в переводе с греческого означает «принесение». В ней приготовляется все необходимое для Таинства. Хлебы, употребляемые для Таинства, должны быть чистыми, пшеничными и квасными, во образ того хлеба, который был на Тайной вечере Иисуса Христа. Каждый из этих хлебов состоит из двух частей во образ двойного естества, божественного и человеческого в Иисусе Христе. На верхней части изображение креста. Эти хлебы называются просфорами (греч. приношение или дар). Для Литургии употребляются пять просфор, в воспоминание того, что Иисус Христос пятью хлебами чудесно насытил пять тысяч человек. Вино для Таинства требуется виноградное, красное, ибо таковое было на Тайной вечере у Иисуса Христа. Приступив к жертвеннику, священник берет одну из пяти просфор и копием вырезает из нее кубическую часть, которая называется Агнцем, потому что до своего освящения она изображает Христа, как в Ветхом Завете изображал его Агнец пасхальный. Во образ распятия Христа на Голгофе священник крестообразно надрезает Агнец. В это время в Чашу вливается вино, соединенное с водой. Из второй просфоры вынимается частица в честь Богоматери и полагается на дискосе (круглое священное блюдо, изображающее Небо, на него возлагается Агнец), с правой стороны от Агнца. Из третьей просфоры вынимаются частицы в честь девяти ликов святых. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых членов Православной Церкви, из пятой — частицы за почивших.

Священник испрашивает благословение Божие на совершаемое Таинство и начинается Литургия оглашенных. Священник произносит начальный возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь». После великой ектений, во время которой священник читает тайные молитвы о даровании милости молящимся, начинается пение литургийных антифонов. В праздничные дни поются антифоны изобразительные — стихи из 102 и 145 псалмов и евангельские «Блаженны» (Ев. от Матфея 5, 3—12), с тропарями канонов. Антифоны в честь Святой Троицы разделяются двумя малыми ектениями на три части. Во время пения Евангельских блаженств или пения третьего антифона совершается «малый вход»: Царские врата отверзаются, священник берет с Престола Евангелие и вручает диакону. Он, предшествуемый свещеносцем и сопровождаемый священником, выносит Евангелие. Это шествие через северные двери на середину храма и возглашает: «Премудрость, прости!» («прости» в пер. с греч. значит: станите прямо). Затем он снова входит в алтарь и кладет Евангелие на престол. С Евангелием совершается в воспоминание шествия Иисуса Христа в мир на проповедь. «Приидите поклонимся и припадем ко Христу», — поет хор, — затем, после возгласа священника и диакона, Трисвятую песнь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Далее следует чтение Апостола, а после него, вслед за возгласами священника, чтение Евангелия. Во время чтения Евангелия не только миряне, но и пастыри стоят с преклоненными головами в знак глубокого благоговения и покорности Богу. Затем, после ектений, заканчивается Литургия оглашенных и начинается Литургия верных, т. к. при совершении ее позволено присутствовать только верным — крещенным и не отлученным от Церкви или от Святого Причастия.

Отверзаются Царские врата и хор поет Херувимскую песнь: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение; яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми Аллилуйя». На современном языке это означает: «Мы, таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, отложим ныне всякое житейское попечение, чтобы поднять Царя всех, невидимо сопровождаемого с копьями чинами ангельскими. Аллилуйя».

В середине Херувимской песни священник и диакон, которым предшествует свещеносец, выносят через северные двери Святую Чашу и дискос с Агнцем и, внеся их через Царские врата в алтарь, ставят на престол, потому что Святые Дары могут быть принесены в жертву Богу только на престоле. Это называется «великим входом», вслед за которым следует просительная ектения, в которую, сверх обычных прошений, включается прошение «о предложенных Честных Дарах». Затем, после возгласов и тайных молитв в алтаре священнослужителей, все христиане в храме поют Символ веры: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаго-лавшаго пророки. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресение мертвых, и жизни будущаго века. Аминь». — Символ веры должен знать наизусть каждый христианин.

Диакон, напоминая о важности наступающего священнодействия, возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Хор: «милость мира, жертву хваления». Священник обращается к христианам с Апостольским приветствием: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. Горе имеем сердца», — т.е отрешимся умом и сердцем от всего земного и воспарим к небесному. Хор отвечает: «Имамы ко Господу».

По примеру Спасителя, возблагодарившего Бога Отца перед преломлением хлеба на Тайной вечере, священник возглашает: «Благодарим Господа!» Хор: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Во время этого песнопения священник в алтаре тайно молится, воссылая хвалу и благодарение Богу. Последние слова этой молитвы: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще!» — он произносит громко, во услышание всего храма. Хор отвечает победной песнью, услышанной Апостолом Иоанном от Ангелов: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь Сил), исполнь Небо и земля славы Твоея»: и к песне Ангельской прибавляет песнь отроков при входе Господнем во Иерусалим: «Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!» В это время священник в алтаре у престола в тайной молитве продолжает прославлять благодеяния Божий и, вспоминая, как Господь преломлял хлеб на Тайной вечере, вслух произносит: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Подобно и Чашу по вечери, глаголя: «Пийти от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Хор: «Аминь». Священник, крестообразно сложенными руками приподнимает Чашу и дискос над престолом и, вознося Святые Дары в жертву Богу Отцу, возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся!» Хор: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш». Это самый возвышенный и таинственный момент Божественной Литургии. В это время священник в тайной молитве троекратно призывает Духа Святого на предлежащие дары, в этот момент происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господ-нию, очищающие и укрепляющие причастников Их. Священник благоговейно встает на колени перед Телом и Кровию Христовыми и молится, чтобы Святые Дары послужили для причащающихся не в суд или во осуждение, но во оставление грехов, в наследие Царствия Небесного.

После принесения Господу жертвы хвалы и благодарения, Церковь благодарственно вспоминает всех святых, благоутодивших Богу. Священник благодарит Бога за дарование нам стольких ходатаев. «Изрядно (особенно) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней и Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», — на весь храм возглашает священник. И хор ублажает Ее: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепо-рочную, и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Вспомнив святых, Церковь молится также о всех живых членах Православной Церкви, потому что Евхаристия есть не только жертва хвалебная и благодарственная, но и умилостивительная и очистительная. Совершение Таинства заканчивается благословением всех предстоящих: «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь».

Далее Церковь приготовляет православных христиан к причащению просительной ектенией, к которой прибавляется прошение «об освященных Честных Дарах… ». В это время священник молится, чтобы Господь сподобил его и всех приготовившихся достойно причаститься Святых Христовых Тайн, и после окончания ектений возглашает: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, не-бесного Бога Отца, и глаголати… » И все христиане поют молитву Господню: «Отче наш, иже еси на Небесех! Да светится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго». Священник: «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веке веков». Хор: «Аминь». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диакон: «Главы наши Господиее-ви преклоните». Хор: «Тебе, Господи». При этом священник втайне молит Господа призреть милостиво на преклонивших главы. Потом берет Святой Агнец и, поднимая Его над дискосом, возглашает: «Святая святым!», — т.е воистину достойны причащаться Святых Даров только святые. Предстоящие смиренно отвечают: «Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Это означает, что никто из людей свят своими силами не бывает, но все получают святость через Иисуса Христа.

После возношения Агнца, знаменующего вознесение Иисуса Христа на крест, священник в ознаменование крестных страданий Господа раздробляет Агнец на четыре части и крестообразно располагает на дискосе. Потом берет одну из этих частей, опускает в Святую Чашу. Соединение Тела Христова с Божественною Кровию знаменует Воскресение Христово.

Приготовив Святые Дары для причащения и причастившись сами, священнослужители отверзают Царские врата и выходят со Святой Чашей в руках. Диакон возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Хор: «Благословен грядый во имя Господне; Бог Господь и явися нам!» Приготовившиеся ко причащению, то есть те, кто накануне был на богослужении в храме, постился, исповедался, с утра ничего не ел и не пил, скрестив руки на груди, приступают к Святым Тайнам. Апостолы и Святые Отцы предупреждали, что не принесшие посильную жертву Господу и дерзнувшие приступить ко причастию тем оскорбляют Бога и причащаются не во освящение, а во осуждение.

Перед причастием христиане исповедуют свою веру молитвой: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко Сие есть самое Пречистое Тело Твое, и Сия есть самая Честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом , яже делом, яже ведением и неведением; и сподоби мя неосужденно причаститися Пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в Жизнь Вечную.

Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобызания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь».

После причащения мирян священник поставляет Чашу на престол и полагает в нее частицы, вынутые из просфор в память святых, всех умерших и живых христиан, со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». И таким образом со Христом соединяются все члены Церкви.

В последний раз на Литургии Святые Дары являются верным, когда священник в конце Евхаристии поднимает Чашу над народом и возглашает: «Всегда, ныне и присно, и во веке веков!» Хор: «Аминь». Затем священник ставит Чашу на жертвенник. Это последнее явление Даров знаменует Вознесение Христово.

После поставления Святых Даров на жертвенник, диакон краткой ектенией приглашает предстоящих к благодарению Господа за причащение. Священник заключает ектению возгласом: «Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веке веков. С миром изыдем». Последними словами он дает позволение предстоящим выходить из храма. Священник выходит на амвон и произносит так называемую заамвонную молитву, в которой просит благословения Господня для всех членов Церкви.

После чтения 33-го псалма: «Благословлю Господа на всякое время… » священник преподает предстоящим благословение и заканчивает Литургию отпустом. После отпуста, осенив крестом народ и поцеловав крест, дает его для целования молящимся, а чтец в это время читает благодарственные молитвы. Затем священник возвращается в алтарь, Царские врата закрываются.

Кроме суточного круга богослужений в Православной Церкви существует еще и круг седмичный: с каждым днем недели Церковь соединяет особые священные воспоминания. Так, в первый день седмицы, в восресение, Церковь вспоминает Воскресение Христово. В понедельник прославляет бесплотные ангельские силы, которые, после Божией Матери, прославляемой каждый день, занимают первое место в лике Святых. Во вторник Церковь прославляет пророков как древнейших делателей в Церкви Божией и Иоанна Предтечу; в среду вспоминает о предании Господа Иудой. Четверг посвящается Церковью памяти святых Апостолов и святителя Николая Чудотворца; пятница — воспоминанию крестной смерти Господа; суббота — прославлению Божией Матери, святых мучеников и всех святых, достигших упокоения в Господе, а также поминовению всех усопших в вере и надежде вечной жизни. ' Третий круг богослужений Православной Церкви называется годовым кругом. Каждый день в году посвящается или воспоминанию особых событий или памяти свтятых. В честь этих событий и святых установлены особые песнопения, молитвы и обряды. Наиболее отличаются богослужебными особенностями дни великих праздников и постов.

Православные праздники делятся на Господни, Богородичные и святых. Одни из них называются <<неподвижными», потому что бывают в одни и те же числа года, другие — «подвижными», потому что каждый год переходят на разные числа и зависят от времени празднования Пасхи. Выше, рассказывая об иконостасе, мы называли двенадцать главных церковных праздников (см. гл. «Храм»).

В Православной Церкви существуют также богослужения, совершаемые особо, по требованию и нуждам верующих, они потому называются «требами». Это все Таинства, кроме Евхаристии и Священства: Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Таинство брака (венчание),Елеоосвящение (соборование), а также последования обрядов погребения и молебны.

Четыре дня в году Православная Церковь совершает панихиды общие о всех умерших: в субботу пред сырой седмицей (масленицей); в субботу перед Троицыным днем; в субботу перед днем святого Димитрия Мироточивого, 26 октября; в день усекновения главы Иоанна Предтечи, 29 августа. Последние два дня назначены особенно для поминовения православных воинов и всех за веру и Отечество убиенных, в память о великих битвах на Куликовом поле при великом князе Димитрии Донском и на Бородинском поле при императоре Александре I.

Сам Иисус Христос, повелев Апостолам совершать установленные Им Таинства и заповедав проповедовать Евангелие во всем мире, положил начало Православному богослужению. Он — Глава Православной Церкви, членами которой являются все истинно верующие православные христиане и которую, по обетованию Иисуса Христа, врата адовы не одолеют. Аминь.

0